Поиск по газете

четверг, 26 марта 2015 г.

Ветер Хатыни


22 марта 1943 года нацисты уничтожили белорусскую деревню Хатынь. Заживо в огне сгорели и были расстреляны 149 человек – старики, женщины и 75 детей до 16 лет. Самые младшие жертвы – грудные младенцы...


В этот день в мемориальном комплексе «Хатынь» особенно многолюдно. Потому что Хатынь – вечная память и неизбывная скорбь Беларуси. Потому что Хатынь – олицетворение и символ перенесенных мук и страданий, доставшихся белорусской земле и народу в черные годы гитлеровской оккупации. В этот памятный день молодежь, люди старшего возраста вместе вспоминают страшные события 72-летней давности. Казалось бы, столько лет прошло! А осознание ужаса, захлестнувшего когда-то эту незаметную лесную деревушку, каждого ее жителя, до сих пор холодит наши сердца. По далеко не полным данным, на территории Беларуси гитлеровцы уничтожили свыше 1,4 миллиона граждан – в концлагерях, гетто, в сожженных деревнях и разбомбленных, расстрелянных домах...
В прошлом году к 70-летию освобождения Беларуси в серии «Архив, история, память» вышли два сборника архивных документов и материалов – «Хатынь. Трагедия и память», где собраны практически все выявленные на сегодня документы об уничтожении деревни и ее жителей, и «Хатынский некрополь», собравший подробные сведения о белорусских деревнях, разделивших горькую участь Хатыни. Книги подготовили и выпустили совместно департамент по архивам и делопроизводству Минюста, Национальный архив, Центральный архив КГБ, Государственный мемориальный комплекс «Хатынь». Вот только тираж настолько мизерный, что издания впору зачислить в раритеты. А надо бы, чтобы эти книги оказались в каждой вузовской, школьной библиотеке! Если не на таких материалах, на чем тогда еще воспитывать детей, молодежь? Одной барабанной дроби для постижения отечественной истории мало. Здесь требуется вдумчивость. Вдумчивость же питается знаниями. А знания – это книги.

Трагедия

22 марта 1943 года два взвода 1-й роты 118-го полицейского охранного батальона, направленные для восстановления поврежденной партизанами связи между Плещеницами и Логойском, попали в засаду, организованную партизанским отрядом «Мститель» бригады «Дяди Васи». В завязавшейся перестрелке партизаны убили шеф-командира роты гауптмана Ганса Вельке, кстати, «любимчика фюрера» и олимпийского чемпиона, и двоих полицейских, нескольких карателей ранили. Для преследования партизан на помощь прибыли палачи из батальона СС Дирлевангера. Жертвой их бесчеловечного, безумного мщения и стала Хатынь.

Показания свидетеля

Иосиф Иосифович Каминский, хатынец 1887 года рождения. У него погибли четверо детей и жена.
«...Когда я пришел в сарай, там уже были 10 человек, в том числе моя семья. Я еще спросил, почему они неодетые, на что моя жена Аделия и дочь Ядвига ответили, что их каратели раздели. Людей продолжали сгонять в этот сарай, и он через непродолжительное время был совершенно заполнен, что даже нельзя поднять рук. Размер сарая 12х6... Из сарая, когда открывали и загоняли людей, было видно, что многие дома уже горели. Я понял, что нас будут расстреливать, и сказал находившимся вместе со мной в сарае жителям: «Молитесь Богу, потому что здесь умрут все». В сарай были согнаны мирные жители, среди них много малолетних и даже грудного возраста детей, а остальные – в основном женщины, старики. Я со своим 15-летним сыном Адамом оказался около стены, убитые падали на меня, еще живые люди метались в общей толпе, словно волны, лилась кровь из раненых и убитых. Обвалилась горевшая крыша, страшный, дикий вой людей еще усилился. Под ней горевшие живьем люди так вопили и ворочались, что эта крыша прямо таки кружилась. Мне удалось из-под трупов и горевших людей выбраться и доползти до дверей. Каратель, стоявший у дверей сарая, из автомата выстрелил по мне. Мой сын Адам, до этого обгоревший, каким-то образом выскочил из сарая, но в метрах 10 от сарая после выстрелов упал. Я, будучи раненым, чтобы не стрелял больше по мне каратель, лежал без движения... Возле сарая лежало много убитых и обгоревших людей. Вскоре я услышал сигнал к отъезду карателей, а когда они немного отъехали, мой сын Адам, лежавший недалеко от меня в метрах примерно трех, позвал меня к себе вытащить его из лужи. Я подполз, приподнял его, но увидел, что он перерезан пулями пополам. Мой сын Адам еще успел спросить: «А жива ли мама?» – и тут же скончался».

Боль

...Хоронили останки хатынцев на третий день после трагедии. На могиле установили три креста. Они еще долго стояли после войны, охраняя и освящая память уничтоженных людей. Затем появился скромный обелиск в виде традиционной деревянной пирамиды с красной звездой. В 1964 году – гипсовый памятник «Скорбящая мать». А 5 июля 1969 года торжественно открылся мемориал «Хатынь». Авторы – белорусские архитекторы Ю. Градов, В. Занкович, Л. Левин и скульптор, народный художник БССР С. Селиханов.

Галина УЛИТЕНОК,
фото Александр РУЖЕЧКА
(Республика Беларусь)