Яков Михайлович Слонимский - заслуженный учитель УССР, заслуженный работник образования АРК, депутат Верховной Рады Автономной Республики Крым 3-го созыва, директор Добровского учебно-воспитательного комплекса «Общеобразовательная школа I—III ступеней-гимназия» Симферопольского района, создатель одного из лучших сельских музеев полуострова. Награжден орденами: Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», «За заслуги» III степени. Медалями: А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, «За доблестный труд, «В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина», «Ветеран труда». Память об этом заслуженном, уважаемом, порядочном, скромном человеке будет навсегда вписано в историю Крыма.
Главное наше богатство - люди. Скромные труженики, которые строят дома, выращивают хлеб, учат детей. Каждый из них делает свое «маленькое» дело. Но именно из таких «маленьких» дел кирпичик за кирпичиком возводится мощное здание под названием государство. Мы рассказывали и будем рассказывать о таких людях на страницах нашей газеты, независимо от того живы они или нет.
Дружба народов
В апреле прошлого года группа крымских журналистов, пишущих о туризме, побывала в нескольких сельских музеях полуострова. Посетили мы и музей Добровской средней школы. Нас встретил ее бессменный директор Яков Михайлович Слонимский, с удовольствием и долго рассказывал о своей школе, показал школьный музей, устроил импровизированный концерт, на котором выступили ученики школы. Буквально через несколько дней пришла печальная весть: на восемьдесят втором году жизни сердце Якова Михайловича перестало биться. Сегодня, 1 сентября в День знаний мы предлагаем вниманию наших читателей последнее интервью Якова Михайловича.
- Наша Добровская школа, - рассказывает ее бессменный директор, - была построена в 1976 году. Она объединяет детей сразу нескольких поселков. Причем разных национальностей. Половина школьников – это славяне (русские, украинцы и белорусы), а другая половина - крымские татары, греки, армяне, цыгане и представители других народов. Поэтому дети у нас очень красивые, со своими неповторимыми национальными особенностями. Учителя у нас тоже разных национальностей. Мы стараемся создавать все условия для того, чтобы дети могли изучать свой родной язык и культуру. В частности, в Добровской школе существует несколько кабинетов по изучению русского, украинского и крымскотатарского языков. Выбор зависит от желания ребенка и его родителей. Поэтому в стенах нашей школы нет шовинизма и национализма, а есть настоящая дружба народов. Любопытно то, что крымские татары более ответственно подходят к изучению украинского языка, чем украинцы и русские. Вот мы объявляем набор в группы для занятий по украинскому языку, а украинцы изучать его не хотят. Что тут поделаешь? Каждый имеет право выбирать то, что ему нужно. Зато многие крымские татары после окончания школы поступают в украинские вузы, а затем преподают мову в школах и других учебных заведениях Крыма.
По мнению Якова Михайловича, причина непопулярности украинского языка в крымских школах заключается не в пренебрежительном к нему отношении, а в том, что в Крыму существуют определенные сложности с изучением физики, химии, биологии и других предметов на украинском языке. Попросту говоря, для «технических дисциплин» нет квалифицированных кадров. Поэтому правительственным чиновникам, по словам директора Добровской школы, надо не приказы издавать, фактически закрывающие крымским детям дорогу в высшие учебные заведения Украины, а устраивать на работу выпускников педагогических вузов из Западной Украины в Крыму. Обеспечивать их жильем, предоставлять льготы, чтобы они имели возможность работать и обучать крымских школьников на классическом украинском языке, а не на суржике, который зачастую звучит в крымских учебных заведениях.
Возрождать советские традиции
По словам Якова Михайловича, после распада СССР нашлись злые языки, которые из-за «внедрения» в Добровской школе пионерии обвиняли его в том, что он – коммунист-ортодокс.
- Мы так не считаем, - возражает директор Добровской школы,- какая-то детская организация все равно обязательно должна быть. Я вступал в Компартию по убеждению. До этого был и пионером и комсомольцем. Почему я должен от своих убеждений отказываться? Разве плохо мы при Союзе воспитывали детей? - сборы, шефство над младшими, трудовой десант. В нашей школе, например, осталась с советских времен школьная военная форма для участия в военно-патриотических играх «Зарница» и «Орленок». Наши дети шефствуют над ветеранами, особенно участниками боевых действий, которых, к сожалению, с каждым годом становится все меньше и меньше. Мы всегда очень торжественно отмечаем 9 Мая. Ухаживаем за памятниками погибшим воинам.
В Добровской школе действует сразу два музея: «Дорогами тысячелетий», посвященный истории Крыма от каменного века до наших времен, а также «Зал защитников отечества», повествующий об истории боевого пути 79-го симферопольского пограничного отряда.
Для учащихся Добровской школы она - не просто учебное заведение. «Добровская школа – дом родной» - это главные слова школьного гимна, текст для которого, сообща, написали сами школьники.
P.S. После экскурсии по Добровской школе Яков Михайлович вышел нас проводить. Расставание оказалось долгим. Наш водитель долго выруливал по школьному двору. Яков Михайлович все время стоял на крыльце школы, не спеша уходить, словно не хотел с нами расставаться. Вдруг возникла шальная мысль: «Неужели я вижу этого человека в последний раз?» Сердце сразу сжалось. Это же чувство испытали, как оказалось, и другие журналисты. Очень жаль, что Яков Михайлович так рано ушел из жизни, он мог бы еще сделать очень многое. Сегодня в память о заслуженном учителе Украины и АРК на здании Добровской школы установлена мемориальная доска.
Дмитрий ВОЛОКИТИН,
главный редактор "Коммуниста Крыма"