Поиск по газете

пятница, 7 октября 2011 г.

Из света во мрак


Тридцать четыре года назад, 7 октября 1977 года, вне­очередная седьмая сессия Верховного Совета СССР девятого созыва единогласно приняла новую Консти­туцию Советского Союза. До этого более сорока лет со­ветские граждане жили по Сталинской Конституции, принятой 5 декабря 1936 года.


ПРАЗДНИК ДНЯ
Принятие новой редакции Основного Закона было насущ­ной необходимостью. С клас­совой борьбой давно покончи­ли. Социализм развивался на собственной экономической основе. К середине 70-ых го­дов прошлого века экономика СССР превратилась в единый мощный народнохозяйствен­ный механизм. Возросла актив­ность народных масс в управ­лении государством. Рабочий класс составлял две трети на­селения страны. Изменилось и колхозное крестьянство. Совре­менный крестьянин родился и вырос в колхозе, его психология сформировалась на социали­стической, коллективистской основе - подлинно народной.
В связи с общим ростом уров­ня культуры народа и роли на­уки вырос удельный вес интел­лигенции в жизни общества. Оформилось интернациональ­ное единство народов страны.
СССР стал настоящим об­щенародным государством. Сформировалась апробиро­ванная «политическая система советского общества». Исходя не только из юридического, но и фактического равенства на­ций, возникла новая истори­ческая общность – многона­циональный советский народ. В СССР был построен зрелый, развитой социализм.
27 мая 1977 года Президи­ум Верховного Совета СССР рассмотрел вопрос о проекте Конституции, приняв Указ о его одобрении и вынесении на всенародное обсуждение.
За четыре месяца в обсуж­дении нового Основного За­кона приняло участие свыше 140 миллионов человек. Было проведено около 1,5 миллиона собраний трудящихся на пред­приятиях, в колхозах, воинских частях и по месту жительства.
Состоялось более 450 тысяч открытых партийных собра­ний. Проект Конституции был рассмотрен всеми Советами, а это более двух миллионов депу­татов. Всего поступило около 400 тысяч предложений о по­правках к отдельным статьям, направленных на улучшение, уточнение и дополнение фор­мулировок проекта основного документа государства.
На открывшейся внеочередной сессии Верховного Совета СССР 4 октября 1977 года с докладом об итогах всенародного обсужде­ния проекта Конституции СССР выступил Генеральный секре­тарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев. В ходе обсуждения было решено внести поправки в восемь статей проекта и до­бавить одну новую статью. Кон­ституция СССР была принята 7 октября 1977 года единогласно.
В народе с того времени ее принято называть «Брежнев­ской Конституцией».

НОЧНАЯ   ВАКХАНАЛИЯ
В отличие от советской Кон­ституции, первая Конституция независимой Украины была при­нята практически без массового всенародного обсуждения. По­ложения основного документа прописывались под определен­ный расклад политических сил под прикрытием «родительской заботы» властвующих о сирых и убогих согражданах. Это и не удивительно!
Местечковость воззрений на конституционный процесс, базарный подход к цивилизо­ванному образу ведения дис­куссии, выпячивание своего понимания государственного обустройства как единствен­но правильного, истерич­ность и сверхнациональный окрас аргументов привели к тому, что, по мнению чле­на КПУ Евгения Царькова, «Конституция получилась бу­тафорной».
Мнение народа по поводу со­держания главного документа государства было, по большо­му счету, проигнорировано. Восторжествовала известная формула демагогов и попули­стов: «Если понадобится Ваше мнение, Вам его сообщат».
Роковой час для решения во­проса о Конституции настал в ночь с 27 на 28 июля 1996 года. После полуночи события в украинском парламенте стали напоминать сумасшедший ба­лаган. Да, было весело, но это было не здоровое, а какое-то ненормальное веселье. В слу­чае непринятия Конституции депутатским корпусом Кучма пригрозил распустить Верхов­ную Раду. Ночью он принудил вернуться в зал заседаний око­ло тридцати депутатов из соста­ва правительства, которое ранее по распоряжению того же Куч­мы тогдашний премьер Павел Лазаренко вывез на совещание в Чернигов.
Докладчику по проекту Кон­ституции Михаилу Сироте, стоявшему за трибуной уже около суток, «подсуетили» вме­сто кофе чашку с коньяком. Руководитель Контрольного управления Администрации Президента призывал депута­тов голосовать, сдабривая свою речь отборным матом. Первый Президент Украины Леонид Кравчук присутствовать в зале для голосования вообще отка­зался. Как уж там коллеги «сле­пили» его голос - неизвестно.
Уже под утро 28 июля 1996 года «народни обранци», наконец, разродились новой Конститу­цией, которая подтвердила фак­тическую смену политического строя - переход страны на капи­талистические рельсы.
Под утро в Верховной Раде появился президент Кучма со свитой. Потирая руки, в по­бедоносном запале он заявил полусонным депутатам о том, что раз Конституция принята парламентом, значит – рефе­рендум не нужен.
Поэтому для меня день приня­тия украинской Конституции – это не радостный праздник Дня, а мрачный праздник Ночи. Дни своей Конституции я праздную с друзьями 5 декабря и 7 октября. Ведь правильно подметил наш земляк писатель Петр Павленко: «Жизнь - не те дни, что прошли, а те, что запомнились».
Владимир ПРИХОДНОЙ