Витраж в административном корпусе троллейбусного парка
Ровно полвека назад
на полуострове появился «рогатый» вид транспорта
В новый 2012 год крымчане въехали…
нет, не на санях и не на беговых дрожках – на троллейбусе, самом излюбленном и
демократичном виде транспорта. Несмотря на обилие маршруток, троллейбус
остается своеобразной передвижной визитной карточкой Крыма. Не удивительно, что
жители городов, имеющие этот «рогатый» вид транспорта, в новогодние праздники
нередко с удовольствием совершают троллейбусные экскурсии, например, чтобы
выпить шампанского на ялтинской набережной.
Первые сорок
Ровно пятьдесят лет назад, в 1962
году, в Крым прибыла первая партия из сорока троллейбусов «Шкода 9Тр». На
долгие годы слова «Шкода» и «троллейбус» стали для крымчан синонимами. Тогда
казалось, что именно на этом экологически чистом виде транспорта нынешнее
поколение советских людей и въедет в коммунизм.
Троллейбус был шикарен. В нем, словно
в храме на колесах, говорили благоговейно и полушепотом, а если школьник не
уступал место пожилому человеку,
пассажиры набрасывались на него всем скопом - мол, в школе не учили
старших уважать? В те годы – учили.
В советском троллейбусе не смердило
мочой и бомжами, а приятно пахло свежей резиной, зимой же - слегка дурманящим запахом антифриза.
Троллейбус
изнутри
В конце семидесятых в Крыму
развивалась система внешкольного обучения – каждый старшеклассник, помимо
аттестата зрелости, был обязан получить корочки о трудовом воспитании.
В 1979 году в учкомбинате на
Маяковского и мне посчастливилось попасть в первую группу по подготовке
водителей троллейбуса. Помню, в классе рядом со столами на специальных
напольных стендах были изображены крупногабаритные внутренности ходовой части и
электрическая схема, похожая на схему радиоприемника. К вождению нас не допускали
(до 18 лет за баранку, по правилам, нельзя), но разбирать старые машины
довелось.
Трудились мы в Центральных
троллейбусных ремонтных мастерских
(ЦТРМ), в цехах еще дореволюционной постройки. Развинчивали поношенную
обшивку салона, демонтировали кресла, выбивали из каких-то контактов белый
металл (когда никто не видел, швырялись металлическими горстями друг в друга, а
позже узнали, что это было техническое серебро!). Сегодня исторические здания
ЦТРМ, построенные в стиле индустриального модерна, снесены, а на их месте
возведены дома для новой «элиты».
От «Шкоды» к «Богдану»
В перестроечные
годы под автоген попали первые крымские троллейбусы «МТБ-82Д» и «Шкода 8Тр8», а
ведь это были практически музейные экспонаты. Сомневаюсь, что долго «протянут»
«Шкоды» и более поздних марок. А их очень хотелось бы сохранить для потомков.
До конца 2010 года подавляющую часть
парка «Крымтроллейбуса» составляли машины «Шкода 9Tр» и «Шкода 14Tр», затем на
крымских трассах появился троллейбус «Богдан Т701» (ДП «Автосборочный завод №
1» ЗАО «АК «Богдан Моторс» было признано победителем тендера на поставку в Крым
61 троллейбуса «Богдан»). Эти большие и просторные троллейбусы-аквариумы
сооружены по западным лекалам. Салоны «Богданов», на радость карманникам,
снабжены мониторами, по которым крутят мультики и рекламу.
Трамвай «четверочка»
Мы не случайно считаем старые
троллейбусы потенциальными музейными экспонатами. Например, в Донецке
существует музей паровозов, почему бы и у нас в Крыму не сделать музей
троллейбусов и трамваев под открытым небом?
Впрочем, в Симферополе уже сделан
первый шаг в этом направлении. Так, в крымской столице существует (правда, лишь
в двух комнатах) самый настоящий «троллейбусный» музей (точное название - музей
КГПП «Крымтроллейбус»).
Попасть в него
можно на …троллейбусе. На каком? Да на любом! Ведь с 1977 года музей находится
в административном здании троллейбусного парка.
Музей - это не натуральные
экспонаты-троллейбусы, а их модели под стеклянными колпаками. Экскурсия в
троллейбусный мир начинается со знакомства с «дедушкой» троллейбуса – трамваем.
Трамвайное сообщение в Симферополе
просуществовало без малого полвека – с 1914 года по 1970-ый. В октябре 1965-го
трамвайное управление перестало существовать как самостоятельное предприятие и
в качестве трамвайного парка вошло в состав Крымского трамвайно-троллейбусного
управления. С 1969 года в городе остался один трамвайный маршрут № 4
(Железнодорожный вокзал - ул. Нижнегоспитальная - ул. Оборонная). С 1 декабря
1970 года в Симферополе трамвайное движение было закрыто. Но корпус одного из
старых трамваев можно увидеть и сегодня на территории троллейбусного
парка.
Рекорды «Крымтроллейбуса»
В музее КГПП
«Крымтроллейбус» вы узнаете о том, что на Украине - 45 троллейбусных
предприятий и «Крымтроллейбус» по возрасту подвижного состава занимает
последнее место, зато по объему перевозимых пассажиров – одно из первых.
За
«Крымтроллейбусом» числятся и другие рекорды. Так, в Крыму находится самая
длинная троллейбусная линия в мире – 85 км. В 70-80-е годы в пик сезона интервал
между троллейбусами, которые отправлялись в Ялту и Алушту, составлял всего две
минуты - 500 рейсов в день. За полвека было перевезено более 5 миллиардов
пассажиров!
В музее истории
крымского троллейбуса в свое время проходили приемы в комсомол,
проводы в ряды Вооруженных Сил, велась активная работа по патриотическому и
интернациональному воспитанию. Активное участие в ней принимали ветераны
Великой Отечественной войны, большинство из которых являлись передовиками
производства, ударниками коммунистического труда, лучшими людьми предприятия.
За большую воспитательную работу
среди молодежи в 1979 году музей был награжден Дипломом центрального штаба
Всесоюзного похода комсомольцев и молодежи по местам революционной, боевой и
трудовой славы советского народа. Диплом подписан маршалом Советского Союза
Иваном Баграмяном.
«… и
значительно повысить качество»
В крымском
«троллейбусном» музее - более трех тысяч экспонатов. Среди них всевозможные
компостеры (некоторые разработаны в Крыму) и даже старая трамвайная билетная
касса. К слову, о билетах. С шестидесятых годов стоимость проезда до Ялты
составляла 1рубль 20 копеек. И на протяжении тридцати лет цена не менялась! А
вот с нынешнего января цена проезда по городу возросла на 25 копеек, так что
догнала и перегнала стоимость «ялтинского билета» в советскую пору. Такой вот
«новогодний подарок».
Среди причин очередного повышения –
«значительное увеличение цен и тарифов на энергоносители, запасные части, троллейбусные шины, горюче-смазочные
материалы – в пределах 30-70 процентов».
Руководство «Крымтроллейбуса»
убеждено в том, что повышение тарифов на перевозку пассажиров троллейбусом на
городских, пригородных и междугородных маршрутах в среднем на 25 процентов
позволит предприятию «не только
стабилизировать финансовое положение, но и значительно повысить качество
оказываемых услуг и при этом сохранить за
КРПП «Крымтроллейбус» безусловный
статус крупнейшего социального перевозчика в Крыму».
Оптимисты и реалисты
Несмотря на некую архаичность,
троллейбус не собирается уступать дорогу автобусам и наглым маршруткам.
Наоборот, макеевское руководство (в
Крыму своих специалистов не нашлось)
«Крымтроллейбуса» «зуб дает» на проведение новой линии в микрорайон «Маршала Жукова». А через три года, по
замыслу макеевских мечтателей, троллейбусные маршруты должны пролечь по улицам Воровского и Крылова в микрорайон
«Пневматика».
А вот многие сотрудники предприятия настроены не так
оптимистично, как заезжие командиры - регулярные задержки и задолженности по
зарплате не вселяют оптимизма. Сотрудники предприятия также предполагают, что
для того, чтобы избежать омута банкротства, «Крымтроллейбус» вынужден проходить
тягостную процедуру санации.
P.S. Сегодня нельзя
с уверенностью утверждать, что «Крымтроллейбус» ждет блестящее будущее. Нельзя
гарантировать, что на территорию троллейбусного парка не позарятся толстосумы,
как это произошло с ЦТРМ. Но очень
хочется верить, что наши внуки будут видеть любимый крымчанами транспорт не
только в музейных залах.
Алексей СОМОВ,
фото автора