Поиск по газете

четверг, 9 февраля 2012 г.

Героиня тыла Клавдия Шкулипа



Труд советских женщин золотыми буквами вписан в героическую летопись истории нашей Родины. Заменив своих мужей, отцов и братьев у станков, преодолевая величайшие трудности военных лет, не щадя сил, они делали все возможное и невозможное для того, чтобы обеспечить фронт тем, что требовалось для победы над врагом.  Клавдия Павловна Шкулипа - одна из таких женщин, о непростой судьбе которой мы хотим рассказать нашим читателям.

Дочь дрогаля
Обычный подъезд обычной симферопольской многоэтажки. Торопливо поднимаюсь по ступенькам. Щелкает дверной замок. На пороге - женщина лет семидесяти с коротко стриженными седыми волосами и в белом фартуке. Ее приветливая мягкая улыбка и теплый взгляд говорят о том, что она всегда рада гостям.
- Здравствуй, проходи, проходи, – она провожает меня в гостиную.
Наше общение началось легко и непринужденно, казалось, что мы знакомы уже не первый год.
Клавдия Павловна Шкулипа прожила тяжелую жизнь, но при этом никогда не сдавалась и всегда добивалась своего.
- Родилась я в солнечной Ялте, – начала Клавдия Павловна. – Мой отец работал дрогалем (в то время – ломовой извозчик – Авт.) в Ялтинском порту. Работа тяжелая. С раннего утра и до позднего вечера отец выполнял погрузочные и разгрузочные работы на торговых судах.
Семья мало-помалу перебивалась с хлеба на воду, прокормить семерых детей было сложно.
Страшной трагедией не только для семьи Шкулипы, но и для всей страны стал голод, начавшийся весной 1921 года. Из-за продолжительной засухи собранный урожай оказался на четверть меньше обычного. Доведенные до отчаяния крестьяне покидали дома и отправлялись бродить по стране в поисках пропитания. Отец Клавдии Павловны отправился за помощью к себе на родину в село Охиньки на Черниговщине. К жене и детям в Крым он так и не вернулся. Дорога отняла слишком много сил. Отца похоронили  в его родном селе.

Любовь длиною в жизнь
После долгих скитаний семья Шкулипы переехала в Советский район тогда еще Крымской АССР, который до 1944 года именовался Ичкинским. Там Клавдия Павловна встретила свою первую и единственную любовь - будущего мужа Сергея Синникова.
- Сережа уехал учиться на Северный Кавказ в училище для пограничников, – рассказывает Клавдия Павловна. – А я в это время решила вступить в партию.
Стать коммунистом в то время было непросто. Необходимо было предъявить пять рекомендаций с довоенным стажем.
- Мне было двадцать лет, когда я стала кандидатом в члены партии, – продолжает Клавдия Шкулипа, – через два года я принесла пять положенных рекомендаций, только после этого меня приняли в партию. За меня поручился сам председатель колхоза.
В 1939 году Клавдия Павловна стала матерью. Денег на жизнь не хватало, чтобы обеспечить сына всем необходимым, ей пришлось трудиться сразу на нескольких работах. Она была и старшей пионервожатой и классным руководителем. Потом перешла на работу в райком партии, в отдел кадров — вела учет номенклатурных работников.
После того, как муж Клавдии Павловны окончил училище, семья переехала на место его службы на погранзаставу в город Волочиск Хмельницкой области. Раньше там проходила граница Украины с Польшей. Через месяц Сергей Кузьмич был избран секретарем 22-го погранотряда, а затем - членом политбюро Львовского пограничного отряда.

Молодая  стахановка
1941 год. Начало войны Клавдия Павловна помнит хорошо. Накануне, вечером 21 июня, вдвоем с мужем пошли в клуб смотреть кинофильм. Вернулись, легли спать, а ранним утром услышали сигнал тревоги.
- Сердце сжалось от боли, – сквозь слезы вспоминает Клавдия Павловна. – Сережу забирают на фронт, а меня к тому времени уже с двумя детьми на руках отправляют в Узбекистан в город Коканд в Ферганской долине.
С первых же дней войны промышленность Коканда стала работать на фронт. В городе были размещены Ивантеевская хлопчато-прядильная фабрика и другие предприятия, также - Харьковское летное училище, Московский химико-технологический им. Менделеева и Грозненский нефтяной институты, горный техникум и другие учебные заведения.
Из-за того, что большинство мужчин ушло на фронт, на заводах и фабриках трудились в основном женщины, старики и дети.
Вначале Клавдия Шкулипа устроилась техническим секретарем в городской комитет партии. Потом два года работала на мясокомбинате.
- Это был адский труд, - вспоминает труженица тыла. - В резиновых сапогах и фартуке мы забивали крупный рогатый скот, разделывали туши. Был введен тринадцатичасовой рабочий день и шестидневная рабочая неделя. За опоздание или самовольный уход с работы давали от пяти до восьми лет. Иногда работали в две смены семь дней в неделю. К концу дня руки немели от боли. Я была стахановкой убойного цеха. Обо мне даже в журнале «Все для фронта и тыла» статью напечатали, с фотографией. Эту страничку я берегу до сих пор как память о тех суровых днях.
Трудящиеся жили заботами о фронте, о тех, кто грудью защищал Родину. Все, что производили тыловики, отправляли на фронт. Сами голодали, но всячески стремились помочь тем, кто находился на линии огня.
- Это было страшное время, – продолжает Клавдия Шкулипа. – Ежедневно с городской станции отправлялись десятки эшелонов с людьми и грузами. Тяжелая работа и голод изматывали людей. А у меня на руках двое детей – нужно накормить и обогреть. Тогда не было времени на жалость, слезы. Нужно было работать. «Все для фронта, все для победы!» – таким был наш девиз.
Проработав два года на мясокомбинате в тяжелейших условиях, Клавдия Павловна серьезно заболела и перешла на должность заместителя заведующего складом. Протрудившись еще год, в 1944 году она вместе с детьми вернулась в Крым.
Муж Клавдии Павловны пропал без вести на Южном фронте. Ему было всего 24 года. Последнюю весточку от него она получила, когда была у свекрови.
- Он писал, что 2 июля 1941 года его погранотряд был передислоцирован в село Краснополовка, находившееся между Винницей и Уманью, – вспоминает Клавдия Шкулипа. – По его словам, зачастую на фронте и вздремнуть было некогда.
Клавдия Павловна показывает мне книгу Евгения Долматовского «Зеленая брама» и продолжает:
«Евгений Долматовский был военным корреспондентом, и в его книге я нашла подробные сведения о боях, в которых принимал участие мой муж. С тех пор эта книга стала для меня словно Библией».
В Симферополе как жену погибшего пограничника государство обеспечило Клавдию Павловну квартирой. Двадцать лет она трудилась на консервном заводе им. 1 Мая. Выйдя на пенсию, стала на партучет, после чего в течение семнадцати лет проработала в товарищеском суде при жилищно-эксплуатационной конторе.
- Где бы я ни работала, начальство, коллектив меня ценили и уважали. Я всегда была пробивной и добивалась поставленных задач, – улыбаясь, признается моя собеседница. За свои трудовые заслуги она награждена медалями «Ветеран труда», «50 лет Победы», «Маршала Советского Союза Г. К. Жукова». Сегодня Клавдия Павловна является членом ветеранской группы пограничников.
Благодаря своему упорству, стойкости и огромной силе воли эта замечательная женщина смогла выстоять, когда многие срывались и падали, смогла выжить, когда многие сдавались и погибали. Беды, ненастья, потери не сломили дух Клавдии Павловны. Наоборот, жизненные невзгоды лишь укрепили в ней веру в себя, дав надежду на лучшее.

Алена ГУЛЯЙЧЕНКО