На прошлой неделе в снежный январский
день на шестой пригородной платформе симферопольского железнодорожного вокзала
собрались работники стальных магистралей и продрогшие журналисты (в числе
последних и ваш покорный слуга). Ждали крымского премьера Анатолия Могилева и
начальника Приднепровской железной дороги Александра Момота.
И часа не прошло, как высокие гости
присоединились к ожидавшим и приняли участие в открытии новой железнодорожной платформы
для отправки и приема пригородных электропоездов
«Симферополь-Севастополь-Симферополь», а также в торжественной закладке
фундамента под строительство конкорса, который свяжет отдаленные платформы с
вокзалом и сделает более безопасным выход пассажиров в город.
Изобретатели
велосипеда
СЕГОДНЯ
Журналистам рассказали, что согласно
плану реконструкции железнодорожного вокзала помимо строительства пятой и
шестой платформ проведена громкоговорящая связь, освещение, установлены
наглядные табло и металлические навесы, проложены новые железнодорожные пути.
Стоимость всех выполненных работ составила 20 миллионов гривен.
Глава Совмина заверил, что это только
первый этап реконструкции железнодорожного узла. «Мы сделаем вокзал
европейского уровня для крымчан и гостей полуострова», - подчеркнул он.
Слова Могилева журналисты встретили
сдержанно. Ведь планов реконструкции вокзалов было множество. Например, в
сентябре 2010 года планировалось строительство трехэтажного пригородного
вокзала. Этого не произошло. Хорошо, если правящая партия осуществит хоть треть
из обещанного. И сделает это качественно, а не уродливо и халтурно, как это
произошло при реконструкции улиц Горького, Кирова и парка Тренева в
Симферополе.
В ПЛАНАХ...
Однако, поздравляя крымские власти с
благим, но относительно скромным делом – открытием платформы, уместно
вспомнить, кому принадлежит заслуга строительства «визитки города» - красавца
вокзала. Ведь создавали его не под бело-голубыми, оранжевыми или
жовто-блакитными флагами. Над стройплощадкой гордо реял алый стяг с серпом и
молотом.
Начало
Первый
симферопольский вокзал был сооружен, без малого, сто сорок лет назад. Это было
типовое скромное здание, возведенное по моде девятнадцатого века. В Великую
Отечественную войну старый вокзал разрушили авиабомбежки, а затем, в апреле
1944, его еще и взорвали отступавшие
немецко-фашистские войска.
После разгрома врага и освобождения
Крыма начались работы по восстановлению разрушенной станции. Мой дед,
работавший в депо, восхищался темпами восстановительных работ, кстати, принимая
в них активное участие. Судите сами: 13 апреля был освобожден Симферополь, уже
через два дня симферопольцы вышли на субботник - необходимо было разобрать
завалы, расчистить пути,
отремонтировать депо, восстановить связь и перешить колею. Все эти работы были
выполнены за… девять дней. И 24 апреля 1944 года в освобожденный Крым пришел
первый поезд.
Станция зажила своей привычной жизнью
- на линии работали наспех восстановленные паровозы и вагоны (в 1950 году
Симферополь получил первые тепловозы и цельнометаллические вагоны).
Строительство же нового вокзала началось только на следующий год после Великой
Победы. Вокзал возводили по проекту выдающегося архитектора Алексея Душкина, о
котором необходимо сказать несколько слов.
Создатель
вокзала
Александр Лактионов, "Портрет архитектора А.Н. Душкина".
Лауреат трех сталинских премий
Алексей Николаевич Душкин, рожденный в семье харьковского агронома, в конце
войны был хорошо известен как главный архитектор Метропроекта и Метростроя. Он
спроектировал несколько станций московского метрополитена: «Дворец Советов» (ныне
«Кропоткинская»), «Площадь Революции», «Маяковская», «Завод им. Сталина» (ныне
«Автозаводская»), «Новослободская».
Но особое место в его «каменном
творчестве» занимала тема наземных транспортных сооружений. В течение долгого
времени Алексей Николаевич восстановил, реконструировал и построил десятки
вокзалов, в том числе в Днепропетровске и в Сочи. К слову, сочинский вокзал
очень похож на наш. Но симферопольский
возведен на год раньше.
Скончался Алексей
Душкин 35 лет назад, на 74 году жизни.
Рекорды нашего
вокзала
Симферопольский вокзал начинается с
сорокаметровой башни. Но это не просто вычурная архитектурная форма или
«подставка» для привокзальных часов. Все гораздо прозаичней - внутри скрыта водонапорная башня, в которую насосы
закачивают воду из артезианской скважины, находящейся в этой же башне.
С каждой
стороны башни - циферблаты часов диаметром около трех метров. Длина минутных
стрелок - два метра, часовых - полтора. Часы изготовлены на Московском часовом
заводе в 1951 году. Часовой механизм приводится в движение гирями по четверть
тонны каждая. Сегодня за часами следят механики ДСС, но до 2001 года, то есть с
момента пуска и до своей смерти, за ними ухаживал известный симферопольский
часовой мастер Владимир Дробязко.
Наш вокзал - единственный в СССР, на
территории которого было два памятника Сталину (первый, поменьше, находился на
перроне, второй - на месте нынешней автостоянки). Некоторые крымоведы ошибочно
полагают, что на привокзальной площади был и третий памятник вождю народов –
якобы он «сидел» на скамейке рядом с Лениным у привокзального сквера. Мне
довелось разговаривать с дочерью скульптора Нины Петровой (автора
привокзального памятника Ленину), и та
заверила, что в композиции ее матери Ленин изначально был один.
Неблагодарные
потомки
После смерти Сталина, с личного
указания которого и началось строительство нашего знаменитого вокзала, трусливо
убрали не только оба памятника генералиссимусу, но и срубили лепной медальон в
главном вестибюле вокзала. По замыслу архитектора, медальонов должно было быть
шестнадцать - по четыре на каждой стене.
На главной, которая открывалась взору
пассажиров сразу после входа в вокзал, помещались медальоны с барельефами
Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина. На
других стенах размещались поочередно военачальники: Хмельницкий, Суворов, Кутузов, Нахимов;
литераторы - Пушкин, Шевченко, Толстой,
Горький; и ученые - Ломоносов,
Менделеев, Мичурин и Павлов.
Окончание строительства
Строительство завершили в 1951 году -
на открытие вокзала собрался весь город. На торжестве присутствовал один из первых советских
маршалов Климент Ворошилов. Ну а в полную силу вокзал заработал ровно
шестьдесят лет назад, с 1952 года.
Журналист
Николай Семена разыскал данные о том, что стоимость строительства вокзала (без
стоимости стройматериалов) по тогдашним ценам составила 8 миллионов 559 тысяч
375 рублей. Стройка велась из инкерманского камня силами железнодорожных
строительных организаций. Площадь всего здания составляет 6,4 тысячи квадратных
метров, объем помещений главного здания вокзала - 49 тысяч кубических метров.
Здание построено в стиле итальянской архитектуры. Семена пишет, что однажды
гости из Италии были сильно удивлены «родным» стилем вокзала и говорили, что
они чувствуют себя как дома. Впрочем, строителям не удалось по каким-то ныне
неизвестным причинам воплотить замысел архитектора полностью. По некоторым
данным, здание строилось в симметрической проекции с двумя галереями по бокам
именно для того, чтобы создать посредине итальянский дворик с фонтаном, который
впоследствии планировалось перекрыть стеклянной крышей и создать там зимний сад
наподобие того, что есть в Алупкинском дворце.
P.S. Как вокзал
Душкина в Симферополе «на европейский манер» облагородят нынешние власть
предержащие, мы все скоро увидим. Лично я отношусь к подобным перестройкам с
большим опасением.
Алексей СОМОВ,