Народная
мудрость гласит, что человека на его жизненном пути поджидают три горя: смерть,
пожар и плохие дети. От смерти не уйдешь, пожар можно предотвратить, а плохие
дети... Откуда они? Как быть с ними? Кто-то сказал, что новорожденный ребенок
похож на чистый лист бумаги – он не плохой и не хороший. Но откуда тогда
берутся подлецы, а из кого вырастают благородные люди? Попробуем разобраться в
этом вопросе.
Что посеешь – то и пожнешь
Василий Сухомлинский в книге «Рождение
гражданина» рассказывает: «Четырнадцатилетний подросток катался на коньках.
Увидя восьмилетнего мальчика, он подозвал к себе и сказал: «Катайся вон там –
лед хороший, ровный», и показал в сторону проруби. Мальчик попал в прорубь,
погиб, а подросток, покатавшись еще час, вернулся в город, рассказал товарищам
о том, как ему удалось обмануть малыша. Убитые горем родители мальчика
спрашивали: «Ты ведь знал, куда посылаешь ребенка, неужели сердце твое не
дрогнуло?» Подросток спокойно ответил: «Я не толкал его в прорубь. Он сам
поехал туда. Я только посоветовал ему кататься там – лед там ровный...» -
«Почему же ты сразу не прибежал к нам? Мальчика можно было спасти…» На это
подросток ответил: «Не мое дело бегать. Каждый за себя отвечает...»
Почему это произошло? К сожалению,
нам все чаще приходится сталкиваться с безнравственными поступками со стороны
подростков. Подлость есть, она существует. Легче всего было бы назвать это
пережитком прошлого. Но все это происходит в наши дни – эгоизм, равнодушие,
жестокость.
Каковы причины этих безнравственных
поступков? Причин много: это и социальные катаклизмы, и обострение
межнациональных конфликтов, и отсутствие достаточной социальной защиты, и
противопоставление школьного и семейного воспитания, а главное, с нашей точки зрения,
– недостатки семейного воспитания, поведение родителей.
В народе говорят: «Ворчанием
наскучишь, примером научишь» или «Добрый пример – лучше ста слов». Пример
родителей имеет необыкновенную силу воздействия особенно на детей младшего
возраста.
Рассказывает воспитатель детского
сада: «Первыми пришли двое – мальчик и девочка. Мальчик говорит: «Давай будем
играть в папу и маму». «Давай», - соглашается девочка. «Я как будто пришел
пьяный – бряк на кровать». «Нет», – тянет девочка. «Ты ботинки снимешь, я же
полы помыла, пойдешь и ляжешь». «Дура, ничего ты не понимаешь. Подойдешь,
снимешь ботинки, а потом пойдешь и заплачешь». Актеры по многу раз репетируют
ту или иную сцену. А в этой ситуации дети
без репетиции воспроизвели то, что происходит у них дома. Трудные дети – откуда
они?
С самого раннего возраста мы окружаем
своих детей заботой, лаской, любовью, вниманием. Все лучшее отдаем детям. Но
часто забываем об интересах ребенка, о том, что составляет суть их жизни. Вот
примеры неправильного воспитания детей.
- Ну, что за разиня? Вечно у тебя
что-то теряется (ребенок забыл игрушку в сквере).
По пути домой. - Быстрее идти можешь?
Вот лапша!
К дочке-подростку пришли подруги.
Мама открывает дверь в комнату дочери и говорит: «Опять ты съела печение для
Алеши?». Дочери стыдно за маму.
15-летний Коленька развлекается тем,
что водой из грязной лужи обрызгивает прохожих. «Разве он нарочно», – пожимает
плечами мама.
На полированной стене лифта жаждущий
славы Юрочка ножом увековечил аршинными буквами свое имя. Его мама удивляется:
«Что особенного, разве лифт после этого перестал работать?».
Это непридуманные истории. На самом
деле родители не понимают всей серьезности таких ситуаций. Они зачастую не
обращают внимания на плохое поведение ребенка и надеются, что все само собой
образуется. А потом удивляются, почему их чадо вырастает эгоистичной, черствой
и равнодушной натурой.
Материнская любовь
В семье ребенок проходит важнейший
путь формирования личности от момента рождения до наступления зрелости. А что
мы делаем для того, чтобы наши дети становились хорошими людьми? Человек
начинает жизнь. Он порой не знает, как поступить в той или иной ситуации. И вот
здесь пример родителей, их поведение и отношение имеют первостепенное значение.
Впечатления с детства сохраняются почти на всю жизнь. Великий русский писатель
Лев Толстой писал в старости: «… от меня пятилетнего до настоящего – один шаг».
Очень важно осознать – какая вы мать и какой вы отец.
Трепетная, нежная, искренняя, вечная
– все это о ней, о материнской любви. Ею мать окружает свое дитя еще до того,
как оно появится на свет. Ребенок чувствует себя любимым и защищенным. Но везде
должна быть золотая середина, о чем говорили еще древние греки. Иногда
чрезмерная материнская любовь приобретает губительную силу. Все начинается с
«мелочей». Предположим, у вас в руке одно яблоко или конфета, а рядом ребенок.
Как вы поступите? Конечно, мы (почти всегда) отдадим ребенку. А правильно ли
это? Антон Макаренко, советский педагог и писатель, советовал разделить конфету
и первую половину взять себе, а вторую – отдать ребенку, чтобы с раннего
детства он знал – прежде всего мать, другой человек, а потом – я. Или такая
ситуация. Вечером вся семья собирается за столом ужинать. Кому вы подадите в
первую очередь «лучший кусок» (кроме очень маленького ребенка). Большинство
женщин отвечают: конечно, детям. А надо ли так поступать? В первую очередь
дедушке, бабушке, отцу, матери и только потом детям.
Материнская любовь – беспредельна.
Очень часто мы рассуждаем так, что наши детские годы были полны лишений, так
пусть детство наших детей будет безоблачным, счастливым. И начинаем с пеленок
задаривать своих детей множеством игрушек, потакаем им во всем, тем самым
создавая себе кумира. Но дети растут, развиваются, становятся взрослыми. Вместе
с детьми растут и их потребности. Им уже не нужны игрушки. Появляется интерес к
более дорогим и ценным вещам. Привычка с детства – все лучшее мне – перерастает
в тягость для родительского кошелька. Начинаются родительские упреки в
черствости и жестокости своих детей. А это только первые плоды неправильного
проявления материнской любви к детям. Самые тяжелые раны наносятся матери,
когда на старости лет ей не находится места ни в сердце, ни в доме взрослых
детей. Человек, которого с детства учили лишь брать от других, ничего не давая
взамен, вряд ли будет чутким, внимательным, любящим мужем и отцом, бескорыстным
другом, хорошим товарищем. Он всегда и везде думает, прежде всего, о себе, о
своих желаниях и удобствах.
Отцы и дети, или какой папа лучше?
Огромная роль в воспитании детей
принадлежит и отцам. И мальчики, и девочки нуждаются в обществе отца, в его
любви. Но, к сожалению, не все дети имеют возможность проводить время с отцом,
ощущать его ласку и любовь. А причина кроется в самих отцах. Большой процент
умственно отсталых детей, недисциплинированных, запущенных, совершающих
хулиганские поступки составляют дети отцов-алкоголиков.
«… Кончилось мое детство. Рано
кончилось, потому что вышел я на этот двор не просто Колей…, а сыном пьяницы,
человека, который не считается человеком. Мне всегда было стыдно… всегда,
всегда: вчера отца моего нашли во дворе, в луже, и он долго увеселял других,
прежде чем под общий хохот его доставили домой; позавчера мой отец выпрашивал у
всех деньги на водку…» Может ли такой отец иметь авторитет в глазах сына?
(Александр Пинт «Это Вам, родители»).
Есть отцы, которые оставляют семью,
своих детей ради новой любви. Уход отца из семьи – всегда тяжелая душевная
травма для детей. Тоска по близкому, любимому человеку, стыд перед окружающими
за то, что брошен, жалость к матери, изменение материального положения – такие
недетские переживания приводят к тому, что одни замыкаются в себе, другие
ожесточаются, третьи забрасывают учебу и так далее. Дети становятся
подозрительными, грубыми, мстительными, лживыми, теряют веру в себя и других.
Есть и такие отцы, у которых нет
времени на воспитание ребенка, они ограничивают свои родительские обязанности
только материальной заботой о семье.
Прямым продолжением подобных
взаимоотношений «отцов и детей» служат так называемые «стариковские дела»,
которые в судах далеко не редкость. Смотришь на взрослых детей, которые,
ссылаясь на какую-то давнюю обиду, не желают расстаться с десяткой-другой,
чтобы помочь больной матери, тогда невольно думаешь: кого же вы, уважаемые
старики, воспитали? Где ваши дети растеряли любовь и сострадание к вам? Все,
что делает ребенок, – это отражение воспринятого им поведения взрослых, он
показывает наши же собственные достоинства и недостатки, показывает увеличенно,
не заботясь о том, чтобы прикрыть суть своих поступков ловким словцом, приятной
манерой, как это умеют делать иные взрослые.
У Льва Толстого есть басня «Старый
дед и внучек», красноречиво подтверждающая сказанное выше. Писатель
рассказывает о житейской и очень поучительной истории.
Стал дед очень стар. Ноги у него не
ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. … Сын и невестка
перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Однажды он уронил
чашку с едой и разбил. Невестка сказала, что кормить его теперь будут из
лоханки. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома
и видят, что сынишка их на полу дощечками играет и что-то мастерит. Отец и
спрашивает: «Что это ты делаешь, Миша?». А Мишутка и говорит: «Это я, батюшка,
лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки
кормить». Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за
то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и
ухаживать за ним.
Антон Макаренко писал: «Не думайте,
что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или
поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей
жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете
с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы
обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету – все это
имеет для ребенка большое значение... А если дома вы грубы, ... или
пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не нужно думать о
воспитании: вы уже воспитываете ваших детей, и воспитываете плохо, и никакие
самые лучшие советы и методы вам не помогут». Задумайтесь, уважаемые родители.
Зинаида Васильевна
Андреева-Лялина,
канд. пед. наук