Курортный
сезон в Крыму подошел к концу. Даже изысканная, парадная Ялта заметно опустела.
Еще через месяц-два она будет напоминать слепой и мертвый город, какими и
бывают крымские курорты в межсезонье. Между тем Ялта, особенно в этот период,
могла бы жить интересно и насыщенно. Мы с готовностью, чуть позже, поделимся
рецептом межсезонного процветания, а сейчас отправимся в «южную столицу», чтобы поздравить ялтинцев с двойным юбилеем.
Двойной юбилей
В
|
1917 году акционерное
общество «Ханжонков и Ко» открыло в Ялте киносъемочную базу. Еще 95 лет назад
предприимчивый кинопромышленник
Александр Ханжонков знал, что для
развития российского кино лучшего места на бескрайней территории империи, чем
Ялта, не найти.
После Гражданской войны и
национализации киностудии в 1922 году в Ялте воссоздали Единую государственную
Ялтинскую кинофабрику. Заметим, произошло это в самые голодные и тяжелые годы
молодой страны Советов. Роль кино как «важнейшего из искусств» тогда понимали
все. С тех пор минуло девяносто лет, и мало что изменилось - кино по-прежнему
остается одним из основных развлекательных и воспитательных инструментов.
Правда, нынешнее поколение наших детей воспитывается на подвигах американских
супер-героев под звездно-полосатыми флагами. Но это – отдельная тема.
Ключ?!
И
|
так, мы у ворот Ялтинской киностудии, той самой исторической
«ханжонковской» площадки, находящейся в двух минутах ходьбы от набережной. У
входа нас притормозили грозные стражи, почти такие, как в фильме «Королевство
кривых зеркал» (он, к слову, снимался на
этой киностудии). Но волшебного ключа, дающего право на вход в киносказку, у
нас не было. Стражи вежливо объяснили, что Ялтинской киностудии на данной
территории нет. Она давно продана, так что наши поздравления с юбилеями
адресата не найдут.
С новым владельцем территории нам
поговорить не удалось – на месте его не оказалось (говорят, он вообще живет за
пределами Украины). Однако мы узнали телефон человека, который мог прояснить
ситуацию. Зовут его Александр Юрьевич. Дозвонившись ему, мы договорились, что
он передаст номер телефона одного из журналистов «Коммуниста Крыма» шефу.
Александр Юрьевич пообещал, что с нами свяжутся. Но, увы, до сих пор не
связались.
История обмана
З
|
ато мы услышали мнение председателя правления Крымского
отделения Национального союза кинематографистов Украины Валерия Павлотоса
относительно судьбы Ялтинской киностудии. По словам Валерия Павловича, в 1999
году, заботясь о сохранении культурного и исторического наследия полуострова,
Верховный Совета Крыма принял решение № 801-2/99 «О мерах по стабилизации и
оздоровлению деятельности Крымской государственной киностудии «Ялта-фильм».
Вот только процесс стабилизации
киностудии происходил весьма оригинально. Для начала Фонд госимущества Крыма
передал право собственности на часть студии российскому инвестору (ООО
«Поликом-Вест», Москва).
Затем тогдашний премьер-министр
Украины Виктор Янукович своим распоряжением № 474-р от 13 июля 2004 дал
разрешение на продажу 15,2 гектара земли ЗАО «Ялтинская киностудия» (100
процентов акций которого ныне принадлежит неэффективному российскому
собственнику).
Правда, в своем распоряжении Виктор
Федорович сделал акцент на то, что проданная земля киностудии должна
использоваться «для строительства и эксплуатации
производственно-технологической базы киностудии». Но на это уточнение почему-то
никто внимания не обратил…
На грани уничтожения
В
|
результате с начала нового века ЗАО «Ялтинская
киностудия» практически прекратило свое существование, а часть его территории,
включая всю находящуюся на территории недвижимость, уже продана (покупатель -
одесское ООО «Розбудова-Град»). Уволены все сотрудники киностудии (более
полутора сотен человек), за исключением управленцев и сторожей, приветливо
встретивших нас у входа. А в 2010-м был продан весь автомобильный парк и
ликвидирован автотранспортный цех бывшего ЗАО «Ялтинская киностудия».
Примечательно, что на территории
студии «случайно» произошла пара небольших возгораний, уничтоживших часть
оборудования, костюмов, негативов…
Сегодня под
угрозой продажи, утилизации или «случайного пожара» оказалось оборудование,
эксклюзивная коллекция исторических костюмов, уникальные декорации, полигон с
самым совершенным во всем СНГ бассейном для комбинированных съемок, цех декоративно-технических
сооружений, ремонтно-механический цех и натурные площадки для строительства
кинодекораций.
Потомки
не простят
З
|
десь необходимо пояснить читателям, что Ялтинской киностудии
принадлежало две площадки: первая – та, куда мы попытались пройти, в центре
города по адресу Севастопольская, 4 и вторая - на Поликуровском холме (новые
хозяева, по слухам, намерены использовать эту территорию не по целевому
назначению, застроив элитными многоэтажками).
Проходивший в Киеве в марте прошлого
года пленум Национального союза кинематографистов Украины рассмотрел ситуацию,
сложившуюся на Ялтинской киностудии, и принял решение добиваться ее возврата в
государственную собственность АРК и обратиться по этому вопросу в Генеральную
прокуратуру Украины с просьбой провести расследование.
Беспредел, творящийся вокруг
Ялтинской киностудии, всколыхнул не только Украину, но и Россию. Среди прочих,
телеграмму в поддержку киностудии прислали известные отечественные
кинорежиссеры Станислав Говорухин и Юрий Кара. В обращении Кары есть такие
слова: «…Ялтинскую киностудию необходимо сохранить, ибо потомки наши не простят
этого нам и проклянут всех нас!».
Диснейленд на Поликуре
М
|
ожно ли найти выход из ситуации? Конечно. Крымское отделение
Союза кинематографистов Украины предлагает создать на второй территории, на
Поликуровском холме, павильоны для съемок. Там же можно проводить выставки,
ярмарки, спортивные состязания.
- Там должен быть постоянно
действующий театр исторического костюма, воздушно-каскадерские шоу, -
предлагает Валерий Павлотос. - Причем нам не надо обращаться к Голливуду, не
надо строить Кинг-Конга. Мы будем повторять объекты наших сказок, нашей
фантастики, сюжеты ялтинских, крымских фильмов. Так, многие киностудии за
рубежом и Голливуд, прежде всего, помимо того, что существуют на деньги
проката, создают у себя парки типа Диснейленда.
Но Поликуровский холм находится на
окраине Ялты, а первая площадка, как мы уже говорили, в самом центре – в
нескольких минутах ходьбы от набережной. Отсюда - наш секрет межсезонной
привлекательности Ялты. Нынешние владельцы (Александр Юрьевич, передайте
пожалуйста эти слова вашим шефам) могли бы, не вкладывая существенных средств и
не изменяя исторический облик территории киностудии, сделать это место
притягательным для межсезонного (не говоря уже про летнего) туриста, которое
приносило бы постоянную существенную прибыль (а также почет и уважение, а не
проклятия) владельцам площадки.
Процветание в межсезонье
И
|
звестные деятели кино посещают Ялту в течение всего года (в
конце концов можно пригласить). Почему бы в одном из залов бывшей киностудии
(назовем это кино-комплексом) не устраивать регулярные встречи с известными
актерами, режиссерами, сценаристами, операторами? А в отдельном небольшом
зальчике (места на территории кино-комплекса достаточно) постоянно показывать
фильмы, которые снимали и снимают в Крыму. Среди этих лент: «Илья-Муромец»,
«Человек-амфибия», «Волшебная лампа Аладдина», «Остров сокровищ», «Пираты XX
века», «Дети капитана Гранта», «Кавказская пленница», «Солярис», «Человек с
бульвара Капуцинов», «Прощайте, голуби!», «Москва-Кассиопея», «Через тернии к
звездам», практически все сказки Александра Роу. Причем демонстрировать эти
фильмы на разных языках.
Можно устроить ретрозал (или кафе),
где, под «живые» звуки пианино, будут крутить немые фильмы, снятые здесь (и не
только) до 1921 года. Можно устроить и парочку кино-кафе или ресторанов.
Например, реконструировать по кадрам известной комедии ресторан «Плакучая ива»
(а рядом и «сортир типа эм-жо»).
Ну а какие площадки для детей можно
устроить – воображения не хватит!
Кроме развлекательного сектора можно
уделить место и серьезным вопросам: cоздать музей крымской истории кино,
возродить Дом Ханжонкова, открыть научную специализированную кино-библиотеку,
организовать курсы операторов, актерского искусства. В общем, превратить
зимнюю, весеннюю, осеннюю Ялту в эсэнгэшную кино-столицу, где, помимо прочего,
будут проводиться международные кинофестивали.
Алексей СОМОВ,
Алена ГУЛЯЙЧЕНКО,
фото авторов