Мы продолжаем
рассказывать нашим читателям о тружениках - строителях Северо-Крымского канала имени
комсомола Украины. Не секрет, что строительство этой гигантской голубой артерии
повлекло за собой рост новых сел и поселков. На счету нашей героини – жительницы
Красноперекопска Розы Семеновны Батюк – сотни тысяч квадратных метров построенного
жилья и других объектов социальной инфраструктуры для рабочих «Крымканалстроя».
Все началось с «Ивушки»
- Я, – уроженка Чувашской Республики,
– рассказывает Роза Семеновна. – В 1962 году, окончив строительное училище, по направлению
горкома комсомола приехала в Крым на строительство Северо-Крымского канала. Вместе
со мной прибыли и другие строители, нас было две группы – штукатуры, в число которых
входила я, и плотники. По распределению Симферопольского обкома комсомола мы попали
в Красноперекопск, где к тому времени уже строилась первая очередь канала. Кстати,
Красноперекопск был тогда еще районным центром. Мне было восемнадцать лет, и о крымском
полуострове я знала немного – только то, что нам рассказывали в школе на уроках
географии. Прибыв на место, я несколько разочаровалась в увиденном – несмотря на
благоприятный крымский климат, не было ни пышных зеленых садов, ни золотых пшеничных
полей, только степь да степь кругом, выжженная солнцем, а люди, как в «пещерные»
времена, с ведрами за водой ходили. Нас обеспечили временным жильем, выделили материальную
помощь и, как говорится, работа закипела.
- Роза Семеновна, расскажите, что строилось
в первую очередь?
- На строительство голубой артерии прибыло
около десяти тысяч специалистов со всех уголков Советского Союза, многие из которых
приехали с семьями, с детьми, поэтому первоочередная задача состояла в том, чтобы
обеспечить людей жильем, а для детей построить дошкольные и школьные учреждения.
Первым моим объектом стал детский сад «Ивушка». Я руководила бригадой штукатуров,
в которой было восемнадцать человек. Трудились в одну смену. Работы было много,
но мы справлялись, иногда оставались после смены, чтобы доделать незаконченный участок.
После того, как сдали в эксплуатацию детский сад, принялись за строительство жилого
дома. Потом еще один детский сад «Родничок» построили. Так, практически каждые два
года мы сдавали новый объект.
- Стало быть, отдыхать некогда было?
- Мы понимали, что приехали работать,
а не отдыхать, поэтому трудились ударными темпами, чтобы вовремя выполнить план.
И поверьте, наш труд ценили, не то, что сейчас – работаешь с утра до ночи, а получаешь
за это копейки. А в советское время было иначе – государство заботилось о своих
гражданах. Работая бригадиром, я получала около 150 советских рублей в месяц, и
мне хватало этих денег. К примеру, в столовой можно было пообедать, заказав первое,
второе и третье, всего лишь на 50 копеек, потому как продукты были дешевые. Раз
в неделю к нам в район приезжала автолавка, привозя одежду и продукты питания. В
выходные дни для рабочих нанимали транспорт и возили на экскурсии по Крыму. Местные
жители даже в некоторой степени завидовали нам, говорили, что вот, мол, какое хорошее
снабжение у рабочих «Крымканалстроя». Но мы и работали, как говорится, не жалея
живота своего. Постепенно условия жизни улучшались – строились жилые дома, детские
сады, столовые, магазины.
ВЕЛИКИЙ ДЕНЬ
- Роза Семеновна, работа – работой, а
насколько насыщенной была общественная жизнь Красноперекопска?
- Среди рабочих многие не успели окончить
десятилетку, поэтому с начала учебного года их зачислили вольными слушателями в
десятый класс районной школы. Несмотря на то, что у себя на родине я окончила десять
классов, мне тоже приходилось посещать школу, чтобы проводить агитационную работу
среди молодежи по вступлению в комсомол.
- Тяжело было совмещать комсомольскую
работу и основную?
- Когда как... В 70-х годах я поступила
на вечернее отделение Севастопольского строительного техникума, филиал которого
открылся у нас в районе. Вот тогда приходилось нелегко – днем работа, вечером учеба
да еще и семейные хлопоты дома, словом, полная занятость. Кстати, сразу же после
окончания техникума меня назначили мастером строительных работ. Наша бригада постоянно
принимала участие в ежегодных социалистических соревнованиях по производительности
труда. Мы неоднократно занимали призовые места благодаря тому, что наша бригада
являлась механизированной и работу выполняла быстрее других. К примеру, за день
необходимо было отштукатурить минимум 12-14 квадратных метров, а мы выдавали по
17. Так что за ударный труд несколько раз
получали возможность участвовать в Выставке достижений народного хозяйства Советского
Союза в Москве. Впоследствии за трудовые заслуги перед Родиной меня наградили орденом
Трудового Красного Знамени.
- Каким запомнилось вам 17 октября
1963 года – приход в Крым днепровской воды?
- Для строителей Северо-Крымского канала,
как и для всех жителей полуострова, это – великий день, потому как пришедшая днепровская
вода вдохнула новую жизнь в степные и засушливые регионы Крыма. В тот день на торжественный
митинг прибыл Первый секретарь ЦК КПСС, Председатель Совета Министров СССР Никита
Сергеевич Хрущев, который перерезал символическую красную ленточку в честь открытия
канала. Кстати, ножницы ему вручала рабочая нашей бригады Анна Бурмистрова. Когда
пустили воду по каналу, люди так громко аплодировали, что практически заглушали
шум воды.
ВТОРАЯ РОДИНА
- Роза Семеновна, думали ли Вы когда-нибудь
о своем возвращении на родину, в Чувашию?
- Признаюсь, порой меня посещали такие
мысли. Но после того, как у меня появилась семья, я поняла, что Крым стал моей второй
родиной. К тому же я получила квартиру в Красноперекопске, у меня была постоянная
хорошо оплачиваемая работа. О чем еще мечтать? Кстати, практически все рабочие,
которые строили канал, получили жилье. В 1978 году я вступила в Коммунистическую
партию Советского Союза. А с 1988-го по 1991 год была секретарем партийной организации
ПМК-4. После того, как на ответвлениях от магистрального русла канала стали сооружать
оросительные системы, мы начали работать над возведением насосных станций на Раздольненской
ветке, а также Азовской, Красногвардейской, Феодосийской, параллельно продолжали
строить жилье.
- Можно ли сказать, что город Красноперекопск
построен руками рабочих «Крымканалстроя»?
- Безусловно, большая часть жилых домов
и объектов социальной инфраструктуры появилась благодаря именно нам – строителям
Северо-Крымского канала.
- Что Вы можете сказать о сегодняшнем
состоянии «рукотворной реки»?
- Ситуация крайне сложная. Мне особенно больно говорить об этом, потому
как я знаю, скольких усилий стоило это уникальное гидротехническое сооружение всем
нам, строителям канала. Глядя на ту вопиющую разруху, в которой за годы независимости
оказался некогда процветающий объект, на глазах наворачиваются слезы. Строительство
Северо-Крымского канала способствовало развитию сельского хозяйства, превратив полуостров
в житницу, край садов и виноградников. Повысилась урожайность и овощных культур
– в год с полей собирали по два урожая. А это, в свою очередь, повлекло за собой
строительство консервных заводов буквально в каждом колхозе и совхозе. Благодаря
созданию оросительных систем в Крыму стали заниматься рисоводством. На сегодняшний
день все показатели снизились в несколько раз. Многие поля нашего региона попросту
пустуют, зарастая сорняком. Оросительная система перестала функционировать. Всю
дождевальную технику растащили и сдали на металлолом. Слава Богу, что канальской
воды хватает для полива дачных участков, благодаря которым мы сегодня и выживаем.
А питьевую воду мы качаем из артезианской скважины. Обидно, что нынешняя власть
не осознает того, что своим наплевательским отношением к этому объекту совершает
непоправимую ошибку. Потому как Северо-Крымский канал – это русло жизни, которое
является основой экономического благополучия не только крымского полуострова, но
и Юга Украины в целом.
Алена ГУЛЯЙЧЕНКО,
фото Ивана КЛИМОВА