Резонанс
и ожесточенные споры вызвало в обществе
выступление Никиты Михалкова на
парламентских слушаниях в Совете
Федерации «О реализации Стратегии
государственной культурной политики
на период до 2030 года: региональный
аспект», где он отозвался о работе
екатеринбургского «Ельцин-центра»,
основой которого является музей,
посвященный современной политической
истории России и личности Бориса Ельцина.
Что
здесь можно осудить? С чем тут поспоришь?
Только с тем, что Ельцин достоин музея.
Тем не менее, на Михалкова обрушился
шквал критики: либералы обвиняли Никиту
Сергеевича в вероломстве и предательстве
благодетеля. Так, Наина Ельцина напомнила,
что 20 лет назад Михалков являлся
доверенным лицом Ельцина и по-другому
оценивал его деятельность. «Я и представить
не могла, что через 20 лет он с легкостью
отречется от того, что говорил и делал.
При этом он ни разу не был в «Ельцин‑центре».
Это
еще что, Наина Иосифовна! Нам хорошо
известны люди, которые из какой-нибудь
деревни Бутки, силой советской власти
в целом и Коммунистической партии в
частности, в ряды которой вступили аж
в 1961 году (а до этого были пионерия,
комсомол), вознеслись на самую вершину,
были первыми секретарями обкомов,
(Свердловского, например), первыми
секретарями Московского городского
комитета КПСС, а не прошло и 30 лет членства
в партии, как в 1990 году взяли да вышли
из ее рядов, Советский Союз разрушили,
о чем сразу доложили американскому
Бушу. И ведь те, кто рекомендовал их в
партию, не могли представить, что не
пройдет и 30 лет…Как вам такая загогулина,
Наина Иосифовна? Это же предательство
страшнее Иудиного!
Михалков
приводит в пример анимационный ролик
об этапах развития России, о деятельности
российских лидеров-реформаторов от
Ивана Грозного до Ельцина, что показывают
во время экскурсии в музее.
«Как
показана наша с вами история? Что за
люди творили эту историю? Рабы и звери.
Убирается слой огромного героизма —
люди, которые встали против внешнего
агрессора — Минин, Пожарский. А
опричнина показывается как карательный
орган, который породил гражданскую
войну. Но это же ложь! Около 2 тыс. человек
приходят в музей ежедневно. И им
показывают: все, что было в русской
истории, — мразь и мерзость, рабство
и кровь, зависимость и страх, за исключением
одного правителя» (Ельцин велик и
прекрасен, разумеется)...
А
кого такая интерпретация истории не
возмутила бы? Но Наина не унимается: «Я
видела этот музей: там нет никакой
лакировки эпохи, там вообще нет оценок —
только документы, только факты, только
свидетельства очевидцев».
А
есть ли там свидетельства такого
очевидца, как Александр Коржаков, его
небезызвестная книга? А знакомых Бориса
с молодых лет, которые говорили, что
этот ваш экспонат «властолюбив,
амбициозен, ради карьеры готов переступить
даже через родную мать»? А кадры
дирижирования оркестром или «омовения»
шасси самолета? Или всемирно известные
факты не нашли отражения в экспозиции,
и лакировка действительности все-таки
произошла?
«Как
можно критиковать то, что не видел?! —
фарисействует вдова. А из вас, либеральные
витии, кто Сталина видел? Ленина? Кто
видел гулаг?
А уж как критикуете! Какая пена изо рта!
Исполнительный
директор «Ельцин‑центра» Александр
Дроздов кажется себе остроумным: «Лично
очень жажду увидеть в музее Н.С. Михалкова,
мы были бы счастливы показать ему
экспонаты, с которыми он точно знаком.
У нас есть несколько очень трогательных
документов — обращение Михалкова к
первому президенту в качестве его
доверенного лица на выборах».
«А
нет ли у вас документов, гражданин
Дроздов, не менее трогательных: выступлений
комсомольца, коммуниста Ельцина на
партийных съездах? Клятвы при вступлении
в ряды не завалялись? «Клянусь верно
служить делу…» Отчетно-выборные
собрания, статьи и здравицы к праздникам?
И все лозунги — как первое лицо в
Компартии области — сам утверждал:
«Слава КПСС!», «Коммунизм — наша
цель!», «Дело Ленина живет и торжествует!».
Как Ипатьевский дом сносил, отражено в
ролике по истории России?»
Выразив
сожаление, что его слова причинили Наине
Ельциной огорчение, режиссер в открытом
письме, тем не менее, заявил: «Никогда
не отрекался и не отрекусь от мною
совершенного и сказанного».
И
в своей критике Михалков абсолютно
прав! Появление «Ельцин-центра» —
это реакционное явление, которое сводит
на нет все усилия по восстановлению
идеологии государства Российского, оно
перечеркивает усилия патриотов в
формулировании новой идеологической
реальности. И удар по «Ельцин-центру»
потребовал настоящего мужества, ведь
это — вызов огня критики со стороны
злобствующих либералов на себя. А это —
поступок государственника и патриота.
Ольга
Стрельцова