В крымских школах,
как и по всей России, прозвенели последние
звонки. Заканчивается очередной этап
в школьной жизни юных крымчан. Ученики
младших и средних классов будут готовиться
к летнему отдыху, а выпускники 9-х и 11-х
классов - к государственной итоговой
аттестации. Особая миссия в этой ситуации
возлагается на школьных учителей.
Куда мы идем? Что же сегодня происходит
в российском образовании? Какую миссию
выполняет современный российский
учитель? Первые ли мы в мире в этой
области?
К сожалению, нет. Вместе с гибелью
Советского Союза медленно погибала и
лучшая в мире советская система
образования. Где-то там, наверху, новые
властители постсоветской России
посчитали, что стране необходимо перенять
западную модель образования, перейти
на Болонскую систему подготовки. В
Россию из США хлынула скорая «соросовская»
помощь с тем, чтобы готовить новые кадры
в духе либеральной западной идеологии.
Фонд Сороса начал вовсю хозяйничать в
нашем образовании, издавая новые
прозападные учебники и пособия. Тысячи
и тысячи отечественных педагогов прошли
специальную подготовку в ведущих
прозападных центрах переподготовки
работников образования. Соросовская
идея стала побеждать советского учителя.
В этих условиях был побежден не только
советский учитель, но и мы очень быстро
потеряли отечественную школу образования,
которая была классически выстроена в
советские годы. Чего только стоит
навязанный Западом ЕГЭ. Это насквозь
западная система контроля за знаниями,
далеко отодвинувшая настоящую миссию
учителя. Отныне учитель – не творческая
личность, и даже не педагог в прямом
смысле этого слова. Он, всего-навсего,
– старший путеводитель по стандартам
знаний. В то же время, с него не снята
ответственность за качественное
образование, и поэтому во время бесед
с родителями приходится много говорить
о подготовке к ЕГЭ вне школы. Вот и
подбирают родители для своего чада
высокооплачиваемых репетиторов, которые
натаскивают ребенка по тому или иному
предмету. И школа вместе с учителем с
одной стороны как бы остается в стороне,
а с другой несет ответственность в
случае провала учащегося.
Второе отчуждение учителя от образования,
произошедшее за время капитализма в
нашей стране, – это внедрение
образовательных стандартов (так
называемых ФГОСов). В советское время
учитель руководствовался только учебной
программой, которая была достаточно
хорошо продуманной (сколько светлых
голов тогда над ней работало!) и
научно-творческой. Всякие стандарты
суживают педагогическую деятельность
учителя, регламентируют его профессионализм,
а главное – перекрывают учителю дорогу
к творчеству и загоняют его в жесткие
рамки.
Роль современного учителя сузили до
уровня «оказания услуг», и теперь
российский педагог не учит детей, не
дает им новые знания, а оказывает
образовательные услуги. Получается,
что по факту учителя – это обслуживающий
персонал, который, ко всему прочему,
ничем не защищен. В современной российской
школе складывается так, что ученик
всегда прав, а если учитель не согласен
с данной позицией, то родители и ученики
могут пожаловаться на учителя и школу
в прокуратуру или местные отделы
образования, которые в 99 процентах
случаев становятся на сторону ученика
и родителей, даже если они абсолютно
неправы. И, зная это, некоторые родители
наглым образом этими жалобами запугивают
учителей и администрации школ. Учитель
защитить себя никак не может! Педагогу
в таких условиях работать просто
невыносимо, и это с учетом того, что
еженедельно учителям приходится
заполнять тонны отчетов, работа с
которыми занимает уйму времени. В итоге
учителю приходится работать не только
в школе, но и дома.
В Российской Федерации, начиная с 2012
года, реализуется сразу несколько
федеральных проектов, связанных с
отечественным образованием. Все верно,
надо думать о школе будущего, о цифровом
образовании, об экономике знаний, о
синергетике и т. д. Но они все будут
провальными (что и происходит на
практике), пока центральной фигурой
всех этих проектов не станет УЧИТЕЛЬ!
Я позволю себе процитировать главную
цель федерального проекта «Учитель
будущего», недавно разработанного
Министерством просвещения в рамках
реализации майских Указов Президента
России: «Внедрение к 2024 году национальной
системы профессионального роста
педагогических работников…». Вот за
этими словами вы не увидите учителя, а
только увидите работника, который должен
повышать свой профессиональный рост.
Думаю, что и эти майские Указы будут
снова провалены, как и все предыдущие,
ибо они поручены непрофессиональным
чиновникам под руководством главного
единоросса Медведева.
Учитель – главная социальная фигура
общества. В советское время, если учитель
идет по улице, то его приветствуют все,
с кем он встречается. А в селе низко
кланялись хлеборобу и учителю. Вот на
такой высоте в обществе находился
советский учитель, о которой еще мечтал
на заре Советской власти В. И. Ленин.
И, конечно, та оплата труда современного
российского учителя, его социальная
защита, явно не соответствуют выполнению
учителем своей главной миссии – нести
миру детства ЗНАНИЯ!
Мы, коммунисты, будем продолжать борьбу
за принятие закона «Образование для
всех», разработанного фракцией КПРФ и
дважды отвергнутого фракцией «Единая
Россия». В той программе, предложенной
коммунистами, есть самое главное –
вернуть обществу высокий статус УЧИТЕЛЯ.
Алексей ПУЗАНОВ,
первый секретарь Феодосийского
городского отделения КПРФ,
учитель истории школы №16
г. Феодосии