Поиск по газете

среда, 20 ноября 2013 г.

Быть, а не казаться


Не помню, откуда взята эта фраза, но точно знаю, что в советское время мы строили свою жизнь именно по этому принципу. С детства мы постоянно куда-то стремились, хотели кем-то стать. Важны были и профессия, и образование. В свободное время читали книги, ходили в кино и театры, посещали музеи и выставочные залы, путешествовали по великому и могучему Советскому Союзу. То, что это было доступно всем – само собой разумеющееся. Знакомство с классиками и современниками через произведения литературы, живописи, постановки спектаклей и кинофильмов было неписаным правилом, чтобы «не отстать от жизни», быть «на гребне волны». Произведения отличались глубоким содержанием, заставляли думать и воспитывали нас. Советское образование было лучшим в мире (признано ООН и ЮНЕСКО), в связи с чем мировое научное сообщество всегда отдавало дань уважения высочайшему потенциалу нашей научной школы, которая отрицала американо-европейское бездумное заучивание и тестирование, а утверждала исследовательский мыслительный процесс, умение анализировать, давать оценки событиям и фактам. 


Что мы имеем теперь?
Ни для кого не секрет, что мы далеки от статуса самой читающей страны (а, значит, и образованной), что Интернет подменяет реальный мир виртуальным, что не все могут позволить себе путешествовать даже по собственной, так называемой «нэзалэжной» стране. Но хотелось бы обратить внимание вот на что.
На данный момент истории в нашем обществе происходит полная подмена истинных ценностей на фальшивые, предлагают «казаться, а не быть». Этот лозунг (хоть явно и не произносится) является девизом во всех сферах человеческой жизни. Сейчас не важно, кто ТЫ – важно, какой у тебя ИМИДЖ (созданный внешний образ). Не важно, что ты знаешь и умеешь, главное - сколько у тебя денег. Нам предлагают цветные картинки, яркие обертки без уточнения того, что на самом деле внутри. И это касается не только питания, косметики (хотя, в действительности, 70-80 процентов такой продукции можно было бы с легкой совестью отправить на свалку, как не пригодную к употреблению), а и журналов, большинства современных книг (чтиво), сериалов и фильмов.
«Зачем напрягать лишний раз мозги? Они и так устали от реалий, хочется отдохнуть», – предполагаю именно такой ответ оппонента. Но, как известно, отмирает быстрее тот орган, который меньше всего работает. Удобно для манипуляторов человеческого сознания, не правда ли? Более того, мы почти достигли американской мечты – уже сейчас отдельные выпускники средних школ не могут написать без ошибки свой домашний адрес или заявление для поступления (представьте себе!) в ВУЗ, а чтобы умножить 4 на 2, используют калькулятор.
Недавно вышел на экраны «разрисованный» вариант «Семнадцати мгновений весны». Естественный вопрос – для чего это было сделано? Чтобы привлечь зрителя цветом? Но фильм и так очень популярен и знаменит, несмотря на черно-белую пленку. Дело не в этом. Он был скорректирован не только цветом, но и музыкой, подрезкой закадрового текста, который дает наиболее полное понимание происходящего. В результате произошла внутренняя потеря этого выдающегося  произведения. За внешним и невинным желанием добавить красок нам в очередной раз подменили истину на фальшь, глубинное восприятие действительности – на поверхностное выражение. Опять мы сталкиваемся с выхолащиванием, вытравливанием всего настоящего.
Героями советского кино были исключительно благородные, честные и героические мужчины: искатели-первопроходцы, ученые и воины, крестьяне и рабочие, писатели и художники, разведчики. Советское кино отражало жизнь всей страны, и у граждан этого государства были гораздо более возвышенные мечты и устремления, в отличие от «героев нашего времени», которые убоги в своем мелочном стремлении к личному обогащению, во имя чего они готовы предать, продать, подставить кого угодно, даже родную мать. Герои нынешних сериалов – те, кто больше украл, быстрее разбогател, переспал с большим количеством женщин. И такой вариант поведения нынче преподносят молодому поколению как образец для подражания.
Но, как известно, «во дни торжеств и бед народных», особенно перед выборами или великим Днем Победы, власть предержащие, словно кость, бросают измученным, изголодавшимся зрителям ретроспективный показ любимых советских фильмов, где вновь на нас с экранов смотрят приятные светлые лица, слышится мелодичная правильная подзабытая русская речь, разворачивается удивительно насыщенная чистая героическая жизнь советских людей в исполнении неподражаемых, талантливых, выдающихся советских  актеров.
Конечно, упор в деморализации населения делается больше на молодых – с ними легче «работать», они не искушены жизнью, очень податливы на рекламу, восприимчивы, хотят все и сразу. Что за всем этим стоит, ПОКА их не интересует. Они хотят потреблять ... и потреблять «картинки», остальное – «напрягает». Все дело в том, что образованный человек, начитавшись книг, становится для нынешних хозяев жизни худшим покупателем: он меньше зависит от навязанного мира потребления ненужных вещей, он меньше покупает стиральных машин, попугаистого тряпья, фальшивых бус, каких-нибудь эмульсий для полоскания мизинца левой ноги и застревающих в пробках подержанных автомобилей, и предпочитает им «когда мужик не Блюхера, и не милорда глупого – Белинского и Гоголя с базара понесет?» (Николай Некрасов).
К сказанному остается только добавить, что невежество в вопросах истории, мировой культуры, отсутствие духовности, знаний и нежелание их получать приводит к печальному концу целых стран и народов.
Там, где заканчиваются знания, там начинается полное подчинение и рабство!

P.S. Западная сказка о красивой заграничной жизни развеялась, как дым, как утренний туман. В результате США и Европейский Союз свалились в ту яму, которую так старательно и неистово копали для СССР.

Александр РАДО,
город Симферополь