Поиск по газете

суббота, 24 сентября 2011 г.

Он любил тебя, жизнь!



В нынешнем году исполнился вековой юбилей со дня рождения советского деятеля культуры, известного актера и певца Марка Бернеса 

Его малой родиной была Черниговщина. В семье бедного еврея Наума Неймана, зарабатывавшего на жизнь перепродажей старых вещей, родился сын, которого назвали Марком. Для родителей пределом мечтаний было увидеть его бухгалтером, поэтому, когда мальчик подрос, Марка отдали в Харьковское торгово-промышленное училище. Но он и не думал повиноваться родительской воле. Едва ему исполнилось 17 лет, он сбежал в Москву, чтобы стать артистом. Невероятно, но простой парень из Нежина - великий и незабываемый Марк Бернес - сумел согреть души миллионам людей.

Первые пробы – первые образы
 Это был настоящий самородок. Не получил высшего образования, не учился в театральных заведениях, не заканчивал консерваторий, а просто устроился в Москве на работу сразу в три самых престижных театра: Театр Корша, Театр Революции, Малый театр. Нередко молоденькому пареньку, взявшему себе псевдоним Бернес, приходилось играть в двух театрах в один вечер. С каким-то невероятным наслаждением он играл крошечные роли. И как-то незаметно превратился в звезду первой величины советского кинематографа и эстрады, человека чрезвычайно образованного и интеллигентного, с абсолютным вкусом.
Марк Бернес завораживал своим образом людей совершенно разных – партийных работников, домохозяек, студентов, заключенных и даже коллег по цеху. В 1936 году режиссер «Мосфильма» Евгений Червяков пригласил его на небольшую роль в фильме «Заключенные». Тут его и заметил прославленный в будущем режиссер Сергей Юткевич. В фильме Юткевича «Шахтеры» Бернес сыграл одну из главных ролей — инженера Красовского. Своим нестандартным поведением перед камерой, ослепительной мужественной улыбкой, особой, «бернесовской» манерой общения с коллегами он покорил Сергея Юткевича, и режиссер пригласил Марка на съемки в новой кинокартине.
Исполняя роль Кости Жигулева в фильме «Человек с ружьем», Бернес чувствовал незавершенность этого образа, отсутствие в нем чего-то очень важного и весомого, того последнего штриха, который дал бы его герою, хоть и второстепенному, возможность прожить на экране полнокровную, запоминающуюся жизнь. И высказал свое мнение режиссеру: этим последним штрихом должна стать песня. Режиссер согласился. С песней «Тучи над городом встали» Марк Бернес и взошел на кинематографический олимп.


Нож в сердце Марка Бернеса
 Почти каждый фильм с участием Бернеса – «Человек с ружьем», «Большая жизнь», «Два бойца», «Истребители», «Ночной патруль» – стал достоянием советского кинематографа.
Кстати, с последним из них связан драматический эпизод личной  биографии. Хотя он едва не стоил артисту жизни, зато ярко показал силу его таланта и способность влиять на публику. Марк Наумович сыграл роль преступника-рецидивиста. В преступном мире тогда царили законы, по которым Марк Бернес попадал в разряд «сук» – то есть тех, кто своими действиями наносит вред преступной среде. В фильме он сыграл вора, который не только пытался покончить с преступной жизнью, но и своим примером побуждал к этому других. За это артисту воры в законе вынесли смертный приговор.
Бернеса спасло то, что один из них оказался поклонником его таланта и предупредил Марка Наумовича о смертельной угрозе. К счастью, актер в то время уже был в фаворе и у высшей власти. Из числа сыщиков-муровцев были выделены четыре опера, которым приказали посменно охранять Марка Бернеса и его пятилетнюю дочь Наташу (жена Бернеса Полина Ленецкая умерла незадолго до этого) везде, где бы они ни были. А в качестве постоянного телохранителя к артисту был прикреплен мастер спорта по самбо.
Дни с 26 октября по 1 ноября 1958 года можно смело назвать одними из самых драматичных в судьбе Марка Бернеса – он ограничил до минимума свои выходы из дома и все свои действия согласовывал с охраной. Однако убийца в те дни так и не объявился. Не пришел он и в последующем, хотя ждали его в течение двух недель. Что с ним случилось, доподлинно неизвестно. По одной из версий, по пути в Москву он попал в руки милиции, попытался бежать и был застрелен.
После этого беспрецедентного случая Марк Бернес больше никогда не играл в кино преступников.


«Малая родина» (Секрет успеха)
Марк Бернес сыграл в 35 фильмах. Для артиста с такой популярностью – это не так много, но не стоит забывать о том, что особым творческим наследием Бернеса были песни, которые вошли в золотой фонд эстрадного искусства.
Многие фильмы с его участием стали известными только благодаря тому, что в них звучали песни Бернеса. А потом продолжали самостоятельную жизнь на эстраде: «Я люблю тебя, жизнь», «Темная ночь», «С чего начинается родина», «Любимый город», «Враги сожгли родную хату», «Шаланды, полные кефали в Одессу Костя приводил...»
После этой песни и одной роли, в которой Бернес играл одессита и блестяще демонстрировал неповторимый колорит, присущий жителям этого южного города, все были убеждены, что он коренной одессит. Когда же актер это отрицал, одесситы очень обижались, считая, что он чурается своей малой родины.
В чем же феномен Марка Бернеса? Так не бывает – чтобы любили все! В 50-х годах – беспрецедентный по тем временам случай – был даже создан клуб его фанатов «Ура, Бернес». Для тех, кто слышал и видел актера, он и сегодня остается «эталоном нежного мужества, исповедальной искренности и сердечной открытости». Возможно, именно эта характеристика одного из его почитателей самая точная.
Еще один секрет всенародного успеха раскрыл друг и автор песен Андрей Эшпай: «Марк Бернес – артист, которому выпало большое счастье: в самое тяжелое для страны время он стал для всех советских людей... частью жизни каждого, частью их горя и надежд. Своей правдивой интонацией он захватил всех нас». А еще один автор знаменитых песен Эдуард Колмановский грустно заметил: «С его уходом исчез целый жанр. Второго Бернеса не будет».

Три года ты мне снилась
 Бернесу исполнилось 49 лет, когда судьба подарила ему женщину, ставшую его последней женой и музой. Избранница была на 18 лет моложе Бернеса. За все девять лет совместной жизни, которые были им отпущены, они практически не расставались. Лилия Бернес сопровождала его во всех поездках. Лишь однажды Бернесу пришлось уехать в Ростов одному: Лилия вынуждена была остаться дома: заболели дети. Так он каждый день звонил ей и говорил: «Ну почему тебя нет рядом?»
«Уезжая из дома по делам, Марк звонил мне каждые полчаса: я там-то, делаю то-то. Он не давал мне минутки побыть одной и сам не хотел быть один, - рассказывала Лилия Бернес. – Помните, он спел: «Три года ты мне снилась…»? Это про себя спел. А про меня говорил: «Ты — моя лебединая песня».
Последние слова умирающего Бернеса были обращены к любимой жене: «Уйди, тебе же тяжело. — И тут же добавил: — Куда ты?».
Марк Наумович умер от рака в 58 лет. Уже смертельно больной он записал незабываемых «Журавлей». Эта песня рассказывает о погибших на войне солдатах, превратившихся в белых птиц, которые с небес подают нам голоса. Песня оказалась пророческой. Марк Бернес умер в сознании, принципиально отказываясь от наркотиков. За несколько дней до смерти он попросил записать в студии четыре песни и завещал, чтобы они прозвучали на его похоронах: «Журавли», «Три года ты мне снилась», «Почему ты мне не встретилась...» и «Я люблю тебя, жизнь».
Поэтому во время панихиды в Доме кино вместо траурных речей звучали песни, в которых любимый народом актер подавал свой голос как будто с небес. А близкий его друг Евгений Евтушенко ответил поэтическим некрологом:
«Вновь, пластинка, кружись,
 Настоящее прошлым наполни.
 Он любил тебя, жизнь.
 Ты люби его тоже и помни...»

Татьяна НОВИКОВА,
Алена ГУЛЯЙЧЕНКО
«Коммунист Крыма»№38