Поиск по газете

среда, 28 ноября 2012 г.

Валерий ПЕНДРАКОВСКИЙ: «Развал Ялтинской киностудии начался с развалом СССР»



В начале ноября на страницах «Коммуниста Крыма» был опубликован материал об одном из крымских брендов – «Ялтинской киностудии – статус музея». Речь в нем шла о судьбе старейшей на постсоветском пространстве киностудии. Тема эта оказалась настолько острой и актуальной, что вызвала широкий читательский интерес. А так как нашу газету читают не только в бумажном варианте, а и в электронной версии, на сайте газеты «Коммунист Крыма» статья была прочитана далеко за пределами полуострова.
Так, из Москвы на нее откликнулся заслуженный деятель искусств Российской Федерации, действительный член Киноакадемии РФ, член Гильдии кинорежиссеров РФ Валерий Пендраковский.
В конце семидесятых Валерий Юрьевич работал ассистентом и вторым режиссером на Ялтинской киностудии. Затем после окончания режиссерского факультета Всероссийского Государственного института кинематографии им. С. А. Герасимова (ВГИКа) трудился режиссером и сценаристом. В  1999 году был назначен генеральным директором «Ялта-фильм», а с 2000 по 2005 год работал  гендиректором ЗАО «Ялтинская киностудия».
Валерий Юрьевич поблагодарил «Коммунист Крыма» за то, что газета не остается равнодушной к столь важным культурно-историческим темам и предложил рассказать о том, что на самом деле происходило с киностудией во время его работы там…



КОНЕЦ ФИЛЬМА


С развалом страны начался и развал Ялтинской киностудии. По-прежнему снимались самостоятельно средне бюджетные фильмы, оказывались кино услуги заезжим съемочным группам, но в целом работы становилось все меньше. В 90-х студия сотрудничала с английским кинематографом - в Крыму англичане снимали полнометражный фильм «Юность адмирала» и несколько лет подряд сериал «О королевском стрелке Шарпе». Но скорее в Крыму, чем на студии. С приходом извращенных рыночных отношений, экономического беспредела начала девяностых, кинопроизводство в Крыму стало осуществляться уже «за забором» киностудии. Деньги (валюта) - наличными. Зарплата валютой – наличными в конверте. Налоги минимальные, а лучше вообще без них. Экономика студии катилась под откос. Картина до боли типичная. Люди выживали, предприятия умирали. Начался бандитский передел собственности. Студия попала под «пригляд» известной криминальной структуры «Сэйлем».
Тогдашний директор студии Виктор Чаадаев отчаянно сопротивлялся скрытым и открытым попыткам захвата студии. А тут еще по соседству со студией - гостиница «Ореанда» с  ее политикой расширения территории. Директора киностудии Чаадаева, известного кинематографиста, убрали из кресла, и понеслось… Назначили человека от «Сэйлема». Студия погрязла в долгах. В 1998 году студия должна была своим работникам, коммунальным службам, бюджету в качестве налогов порядка 500 000 долларов. Притом что в бюджете Крыма не было денег на ее содержание. В итоге началась опись недвижимости студии. На торги за бесценок выставлялись здания и сооружения. «Структуры» выстроились в очередь за собственностью, находящейся на лакомой земле. Землеотвод у студии оформлен не был, а значит, по закону вместе со зданиями должна была уйти и земля киностудии.

НАЗАД В СССР!

Считаю, что в сложившейся ситуации тогдашний министр культуры АРК Михаил Голубев (заслуженный деятель искусств АРК, председатель правления Русского культурного центра, член ЦК КПУ и бюро Крымского рескома Компартии – Авт.) предложил  верное решение. Он  узнал, что единственный штатный кинорежиссер студии работает в Москве. Этим режиссером был я. Через меня крымские власти связались с Александром Голутвой, тогда - председателем Комитета РФ по кинематографии. Вскоре был подписан договор о сотрудничестве и создании на базе киностудии совместного предприятия с участием смешанного государственного и частного капиталов Украины, Крыма и России. Прямых бюджетных вливаний со стороны России в Ялтинскую киностудию не ожидалось, но предполагалось финансирование кинопроектов. 
Студия в ту пору представляла собой объект с голодными собаками, заколоченными, давно не ремонтировавшимися холодными корпусами, с территорией, которая никем не охранялась, и многочисленными повестками в суд по отчуждению имущества на грязном подоконнике в проходной студии. Ни юриста, ни хорошего главного бухгалтера… Счета арестованы. Местные власти смотрят на тебя, как на чужака-врага, а бандиты - с неким удивлением. Денег, чтобы продержаться «до подхода» кардинальных решений по студии, ни копейки. Спасти государственную студию можно было, только вернув «все на свои  места», как это было до 1991 года.   Назад в СССР?!

КАК ВОЗРОДИЛИ СТУДИЮ

Помог не пустить студию с молотка  все тот же Голутва… Он выполнил первую часть обещания крымскому руководству - развернул два больших кинопроекта на съемки в Крым. Это был проект Алексея Учителя «Дневник его жены» и мой как режиссера проект «Два товарища».
А тем временем шли суды. И студия, несмотря на все старания крымских властей, начала терять здания и территорию.
Над созданием нового предприятия работала группа юристов из Москвы и Украины. Чтобы вывести имущество студии из-под ареста, нужно было в момент хотя бы частичного погашения долгов передать его в качестве части уставного фонда в новое предприятие. По такому пути и пошли.
Сейчас в крымской прессе гуляет версия о подмене учредителей студии частными организациями. Все это бред больных головушек. Для создания нового предприятия нужны были живые деньги в виде взноса в уставной фонд. Вот тогда-то и был найден Национальный космический банк, руководители которого были «легки на подъем», а один из них хотел заняться кинобизнесом. Они согласились (банк имел опыт финансирования 6-го российского канала) помочь Госкино создать совместное предприятие. Появился приказ о замене безденежного Фонда кино на ООО «Поликом-вест» (фирму от имени «Космического банка»). Вот тогда-то, видимо, вместо слов о ликвидации Госкино РФ (а Госкино РФ на нашу беду ликвидировали в мае 2000 года) в приказ попала фраза: «в связи с ликвидацией Фонда…». Но это дела совершенно не меняет, и никакого обмана никогда не было. 
Новое предприятие ЗАО «Ялтинская киностудия» было создано 19 июля 2000 года и все ценное имущество государственной студии было передано в уставной фонд вновь созданного акционерного общества. 
        

НА «ПОЛНОМ ДЫХАНИИ»

Не буду перечислять всех фильмов, которые снимались ЗАО «Ялтинская киностудия» с 2000-го по 2005 год. Скажу лишь, что только больших проектов было больше тридцати! И мы всегда  работали в «белую» и платили большие налоги! А оборот студии достигал 1,5 миллиона долларов в год.
В портфеле студии лежали сценарии, ждущие государственной поддержки, предполагалось заказывать новые. Мой директорский стол был завален письмами авторов совсем сумасшедших и наполовину сумасшедших сценариев. Сценарный портфель студии – это отдельная работа. Студии нужен был редактор, желательно умеющий писать сценарии. Я понимал, что из Москвы или Киева такого человека заманить нечем. И я стал присматриваться к пишущей братии Крыма. На одной из наших пресс-конференций, помню, дело происходило в гостинице «Ялта-Интурист», познакомился с Дмитрием Волокитиным, нынешним главным редактором «Коммуниста Крыма». Почитал его работы и предложил ему поехать учиться во ВГИК на факультет кинодраматургии с моими рекомендациями. Плату за обучение предложил разделить пополам со студией. Потом он работал у меня на «Полном дыхании» помощником режиссера. Пригласил я его в съемочную группу, чтобы он узнал о производстве фильма изнутри. Думаю, Дмитрию пошло это на пользу. Он успешно защитил диплом и работал бы на студии. Но какой там! Я ушел, а после меня там началась полоса такой самодеятельности, для которой выпускник ВГИКа был бы лишним напоминанием о некомпетентности.

СЧИТАЮ, ЧТО БЫЛ ПРАВ
  
 К 2005 году, году окончания моего контракта как директора студии с Советом директоров акционерного общества, вокруг студии сложилась не простая ситуация. На Украине «сделали» президентом Виктора Ющенко и статус-кво со «структурами» закачался. На студию с проверками о правильности создания предприятия зачастили разные надзорные ведомства – по уплате земельного налога, за участок «под строительство дома для работников киевских силовых структур» - мы вам другой участок, а вы нам этот… А почему у вас русские инвесторы? И так далее и тому подобное. Но главное, в Крыму на рынке предоставления услуг съемочным группам появился новый игрок с названием, украденным у ликвидированной государственной студии - «Ялта-фильм».
Состоялся большой разговор на Совете директоров студии. Руководство банка проинформировало меня о том, что никаких новых инвестиций не будет. Даже те несколько миллионов долларов, которые были вложены в студию, оказались под угрозой очередного «наезда» из Киева. И что российское государство в лице Министерства культуры РФ обмануло банк, не обеспечив финансирование новых кинопроектов. А мне было предложено, если я не согласен с политикой банка - довольствоваться тем, что есть, не продлевать со мной контракт. Я понимал, что это начало конца студии и сгоряча наговорил руководителям банка обидных слов. Мои отношения с инвесторами на этом закончились. Я до сих пор считаю, что я был прав по сути, но, может быть, не слишком прав по форме…

ЖИЗНЬ ПОСЛЕ «СМЕРТИ»
 После моего ухода было сделано все, чтобы вычеркнуть меня из истории студии. Была пущена в ход даже легенда о том, что я умер. Мне как-то несколько лет назад позвонил Роман Балаян, с которым мы хорошо знакомы, по поводу парусного корабля для съемок. Он сказал: «Как я рад, что ты жив, а мне сказали, что ты умер… Будешь жить долго!»
Одно странно. Когда крымская журналистка Ольга Володченко, ответственная в то время на студии за контакты со СМИ,  распространила «утку», что я ушел со студии по «творческим соображениям», ни один из журналистов в Крыму, да и на Украине в целом, даже те, которые знали меня лично, не перепроверили эту информацию. Сам же я на интервью не напрашивался, поскольку считал, что ушедшему в отставку руководителю последнее дело - заниматься пиаром.
  

Подготовил Алексей СОМОВ,
фото из архива
Валерия ПЕНДРАКОВСКОГО

"Коммунист Крыма" №48 от 29 ноября 2012