Поиск по газете

среда, 28 ноября 2012 г.

Жестокая схватка в борьбе за власть (К итогам парламентских выборов 2012 года)



Думаю, нельзя не согласиться с мнением, что состоявшиеся 28 октября 2012 года выборы были, пожалуй, самыми грязными, жестокими и дорогими в нашей практике. Ведь только на политическую рекламу и агитацию политические партии и мажоритарщики расходовали, по оценке экспертов, не менее 2,5 млрд. долларов. Огромная сумма! Она превышает по размеру те транши, которые наше правительство униженно выклянчивает у западных доброхотов. Только такая нация, как наша, – бедная, сбитая с катушек, не находящая средств на самые необходимые нужды, может позволить себе выбрасывать такие средства, чтобы удовлетворить амбиции рвущихся к власти людей, которые идут в парламент, дабы получить возможность, используя рычаги власти, решать свои бизнесовые, карьерные и другие проблемы. Думаю, каждому понятно, что их запросы не ограничиваются тем, чтобы вернуть затраченные на избирательную кампанию миллионы долларов...

По накалу предвыборной борьбы, использованию компромата и изощренности в применении так наз. административного ресурса, по цинизму они превосходят все, ЧТО было до сих пор.
Но не это, на мой взгляд, главное. Ситуация гораздо серьезнее.
Сегодня каждая из основных политических сил, выбирая подходящие для нее цифры, пытается представить дело так, что именно она выиграла выборы.
Регионалы ссылаются на то, что они заняли первое место при голосовании по партийным спискам и собрали более половины депутатских мандатов в одномандатных округах, что позволяет им, с учетом присоединившихся к ним мажоритарщиков-самовыдвиженцев и представителей других партий (в частности, Народной партии В. Литвина), создать самую мощную (за все годы независимости) фракцию в Верховной Раде. Стратегическую задачу – иметь в парламенте квалифицированное конституционное большинство - решить им не удалось.
Оппозиция утверждает – не без оснований – что регионалы фактически не выиграли выборы, так как за них по партийным спискам отдали свои голоса менее трети избирателей (30%) – существенно меньше, чем за списки всех других, оппозиционных партий.
Посмотрим на эти данные повнимательнее.
Прежде всего, следует иметь в виду, что значительная часть граждан, имеющих право голоса, не пришла на избирательные участки – явка составила 54,1%, или около 20 млн. человек – примерно столько, как и на выборах 2007 года (против 65,2% в 2002 году).
Но если пять лет тому назад за список Партии регионов голосовали 34,4% и за список Народной партии В. Литвина – около 4% (вместе 38,3%), то на нынешних выборах, когда сторонники Народной партии голосовали за регионалов, последние получили, как отмечалось выше, 30% голосов. В абсолютных цифрах это почти на два миллиона меньше. К тому же, среди поддержавших регионалов на выборах немалую долю составляли те, кто голосовал так только потому, чтобы преградить путь к власти рвавшимся к реваншу агрессивным правонационалистическим силам, по принципу «меньшего зла».
В то же время заметно утратила поддержку и прежняя «помаранчевая» оппозиция. В 2007 году Блок Ю.Тимошенко «Батьківщина» поддержали 30,7% избирателей и еще 14,15% – Блок «Наша Україна – Народна самооборона» (вместе 44,85%). А на нынешних выборах за список Объединенной оппозиции, вобравшей в себя и большинство правонационалистических партий из Блока НУНС, проголосовали всего 25,5% избирателей. Да еще немногим более одного процента отдали свои голоса за возглавляемую В. Ющенко «Нашу Украину», входившую прежде в НУНС. А вместе менее 27%.
Так что трубить лидерам «Батьківщини» о победе на выборах нет оснований.
В то же время около 14% голосов собрала партия «Удар» В. Кличко, объединившая разочаровавшихся и в регионалах, и в «помаранчевой» оппозиции.
Резко рванула в депутатский корпус тягнибоковская «Свобода», что является, пожалуй, главным феноменом нынешней избирательной кампании.
О чем говорят в политическом смысле приведенные цифры?
Они отражают прежде всего стремительное нарастание в обществе недовольства миллионов людей своим положением, которое ухудшается, политикой нынешней власти, деятельностью ее центральных и местных органов. Но это не прибавило доверия и «помаранчевой» оппозиции. Люди, хотя и медленно, начинают все больше задумываться над тем, кто есть кто, кто чего стоит. А грубая, основанная на беспардонной популистской демагогии и угрозах предвыборная агитация, приправленная истерикой идейной вдохновительницы «Батьківщини», еще больше оттолкнула избирателей.
Увеличение в 2,5 раза (с 5,39 до 13,18%) количества проголосовавших за список Компартии – знаковое событие. Особенно если учесть, что против коммунистов вели агитацию практически все политические силы (включая социалистов, разного рода любителей щеголять звонкой «левой» фразой, а также раскольников – несостоявшихся претендентов на лидерство в коммунистическом движении). В стране была поднята новая волна антикоммунистического психоза. Лозунги коммунистов беспардонно перехватывались всеми участниками избирательной гонки («Свобода», к примеру, слово в слово переписала социальный блок избирательной программы КПУ). А многие политики, литераторы, славившие, когда им было выгодно, коммунистическую партию, «теоретики», особенно из числа недавних «пламенных пропагандистов научного коммунизма», наперебой пророчили «скорое схождение Компартии с политической арены», превращение ее в маргинальную силу. Особенно важно, что среди тех, кто голосовал за коммунистов, было больше, чем прежде, молодых людей.
В то же время итоги выборов показали, что в политических настроениях нашего общества (именно в  настроениях, а отсюда и в политической позиции избирателей) существенного полевения пока еще не произошло. Стоит задуматься над такими цифрами. Если в 2007 году за списки Компартии, Соцпартии, прогрессивных социалистов, так называемой КПУ (обновленной) отдали свои голоса в сумме около 10%  избирателей, то на прошедших выборах за списки левых (включая 0,45%, проголосовавших за социалистов) высказались немногим более 13,5 процента. Сдвиг есть, но небольшой. Важно, что произошел он за счет значительного увеличения голосов, поданных именно за Компартию.
В этой ситуации существенно то, что среди левых политических сил именно Компартия в результате выборов утвердилась в качестве ведущей, пользующейся поддержкой подавляющего большинства сторонников социализма в Украине. Это должны бы признать лидеры других левых организаций, если они руководствуются не личными амбициями, а интересами трудящихся, борьбы за утверждение в Украине общества социальной справедливости и подлинного народовластия – социалистического общества. В свою очередь это налагает на Коммунистическую партию, ее лидеров особую ответственность за сплочение всех прогрессивных сил общества, за их скоординированные действия.
Сегодня особенно злободневно воспринимаются заветы В. И. Ленина о том, что «С одним авангардом победить нельзя. Бросить один только авангард в решительный бой, пока весь класс, пока широкие массы не заняли позиции либо прямой поддержки авангарда, либо, по крайней мере, благожелательного нейтралитета по отношению к нему и полной неспособности поддерживать его противника, было бы не только глупостью, но и преступлением» (Полн. собр. соч., т. 41, с. 77-78). Что называется, не в бровь, а в глаз «суперреволюционерам», любителям звонкой фразы! И еще: «Авангард лишь тогда выполняет задачи авангарда, когда он умеет не отрываться от руководимой им массы, а действительно вести вперед всю массу» (там же, т. 45, с. 23). Без союза с некоммунистами в самых различных областях деятельности, повторял Владимир Ильич, ни о каком успехе не может быть и речи. Задача авангарда, подчеркивал он, «в том, чтобы пробудить революционную активность к самодеятельности и организации трудящихся масс, независимо от того, на каком уровне они стоят, перевести истинное коммунистическое учение... на язык каждого народа, осуществлять практические задачи, которые нужно осуществить немедленно» (т. 39, с. 330). Иного пути нет.
Вот почему так важно закрепить достигнутый партией успех, найти более эффективные формы работы в массах, донесения до них своих идей, своей программы, воодушевить их перспективой борьбы за революционное преобразование общества. Сегодня это – важнейшая, первостепенная задача партийных организаций, всех коммунистов.
Наиболее серьезным и, по моему мнению, чреватым самыми негативными и опасными последствиями результатом состоявшихся выборов является радикализация украинского общества на самых реакционных – национал-шовинистических, антикоммунистических, русофобских – идеях.
В парламент легитимно вошли около 40 откровенных, воинственно настроенных неонацистов, не скрывающих того, что они пришли в Верховную Раду диктовать свою волю, сделать серьезный шаг к «завоеванию Украины».
И они его сделали, получив поддержку своему партийному списку 10,44% избирателей, тогда как в 2007 году – 0,74%. К тому же, еще 1,08% принявших участие в выборах поддержали не менее агрессивную так называемую Радикальную партию О. Ляшко.
Неонацисты прорываются на Восток и на Юг, усиливают свое влияние в Центре Украины, особенно в ее столице. В рядах этой организации преобладает молодежь, отравленная ядом национализма и ненависти к коммунизму и социалистическому прошлому нашей Родины.
И дело не только в этом. Не менее опасно то, что резко сдвинулась вправо «Батьківщина», вобравшая в себя, в так называемую Объединенную оппозицию, самую радикальную, национал-шовинистически, русофобски настроенную часть членов (прежде всего амбициозных лидеров) вошедших в нее правых партий.
В этом отношении от нее мало чем отличается и кличковский «Удар», в котором тон задают такие деятели, как В. Наливайченко, второй номер в партийном списке, бывший глава Службы безопасности, при котором дипломы выпускникам учебного заведения СБУ вручались в присутствии американского посла, а главной заботой руководства Службы была реабилитация бандеровщины и подбор сфальсифицированных материалов о «голодоморе».
А что касается тягнибоковской «Свободы», с которой Объединенная оппозиция еще до дня голосования заключила соглашение о сотрудничестве, то, по заявлению Николая Томенко, ей отведена роль «спецназа оппозиции». Причем не только во время неизбежных драк в парламенте, но и когда на рассмотрение Верховной Рады будут вноситься «антиукраинские», по мнению оппозиции, законопроекты.
Иными словами, оппозиция будет определять, какие законопроекты можно рассматривать и принимать, какие – нет. А это означает, что оппозиция будет или сталкивать парламент на правонационалистические, прозападные, проНАТОвские, антироссийские позиции, или попросту не даст ему работать.
Можно ожидать, что уже на первых заседаниях новоизбранной Верховной Рады оппозиция постарается навязать обсуждение вопросов о денонсации Харьковских соглашений, об отказе от политики внеблоковости и вступлении в НАТО, о пересмотре Закона о языках, об импичменте Президенту, о запрете деятельности Компартии и других таких же еще, которые будут раскалывать парламент и наше без того уже во многом разобщенное общество.
Выборы еще больше углубили его разобщенность по политическим предпочтениям. Сохраняя еще поддержку, хотя и в меньших, чем прежде масштабах, в восьми восточных и южных областях, в Автономной Республике Крым и Севастополе, Партия регионов еще больше утратила ее в Западных и Центральных областях. Жители столицы в огромном большинстве не поддерживают эту власть.
И похоже, что политическое руководство страны по наивности не отдает себе в полной мере отчет в том, насколько это серьезно, а, возможно, «кроты» в окружении главы государства, используя данное обстоятельство, сознательно ведут дело к краху режима и замене его еще более реакционным, прозападным, обслуживающим интересы других групп криминально-олигархического капитала.
Думаю, не лишены оснований предположения некоторых аналитиков и политиков, что новая Верховная Рада вряд ли отработает свой конституционный срок. Поведение лидеров оппозиции свидетельствует о том, что оголтелые «ястребы» в ее рядах стремятся дестабилизировать обстановку, провоцируют конфликты. Последняя их «новация» – предложение «обнулить» мандаты депутатов-оппозиционеров. Их не останавливает то, что это практически невозможно в рамках действующего законодательства, как и то, что в таком случае страну ожидали бы большие потрясения. Жажда реванша, стремление смести нынешнюю власть, расквитаться с ее руководителями – это, и только это определяет поведение оппозиции, прежде всего ее наиболее агрессивных заправил. А их месть в случае захвата власти была бы жестокой – оппозиционеры об этом говорят открыто. Нетрудно представить, что в таком случае сегодняшним «керманичам» пришлось бы не просто разделить участь некоторых своих предшественников – у них не будет таких комфортабельных камер в местах лишения свободы, а хваленая «демократическая» Европа заступаться за них не станет.
Когда же новоизбранная Верховная Рада приступит к осуществлению своих полномочий, то ввиду расколотости депутатского корпуса трудно ожидать от него слаженной, конструктивной работы. К тому же, деятельность депутатов и фракций в парламенте будет строиться с ориентацией на предстоящие, не исключено что досрочные, президентские выборы. Понятно, что популизм и социальная демагогия будут еще больше зашкаливать.
Внешнеполитические аспекты.
Можно не сомневаться, что сдвиг оси политической жизни Украины вправо – в сторону Запада и агрессивного национал-шовинизма обусловит дальнейшее ухудшение украино-российских отношений. В этих условиях вряд ли есть основания рассчитывать на изменение – до истечения срока договора – цены на российский газ, на другие соглашения в интересах Украины. По многим вопросам Россия может ужесточить свою позицию. Но это чревато и для нее утратой симпатий части пророссийски настроенных граждан нашей страны.
Что касается Запада, то он будет еще какое-то время дуть в дуду о «нарушениях прав граждан», «политических репрессиях» в Украине и т.п.
В то же время в благодарность за дрейф украинского руководства «от Москвы» европейцы могут и пойти на подписание Соглашения об интеграции Украины в ЕС. Ведь от подписания до ратификации Соглашения всеми членами Сообщества, ой, как далеко! Тем временем Украину будут всячески обхаживать, втягивать в НАТО, в авантюры альянса, добиваться от нее все новых и новых уступок.
Если же обстановка сложится так, что оппозиционерам удастся навязать свою волю, взорвать ситуацию в стране, Западу не будет необходимости вмешиваться в украинские дела – такое развитие событий их вполне устроит. А что при этом «за кадром», станет известным не скоро.
В заключение некоторые выводы.
Полученные в результате выборов итоги являются прежде всего следствием той политики, которую проводила нынешняя антинародная власть – самоуверенная и недостаточно компетентная. Отступив по ряду принципиальных позиций от обещаний, которые давались на предыдущих парламентских и президентских выборах, регионалы утратили поддержку значительной части избирателей.
Сказалось и то, как регионалы обошлись со своими партнерами по парламентскому большинству: литвиновцев поглотили, коммунистов игнорировали.
Нельзя не отметить и несовершенство избирательного закона, прежде всего отсутствие в нем реальных санкций в отношении тех, кто грубо нарушал его требования, вследствие чего стали возможными массовый подкуп избирателей в одномандатных округах, другие циничные нарушения.
Смешанная система, вобравшая в себя пороки и прежней пропорциональной (закрытые списки), и мажоритарной, привела, в частности, к тому, что хотя выдвинутых Компартией кандидатов поддержали большое количество избирателей, она не смогла провести в парламент по одномандатным округам ни одного депутата.
Вряд ли правильным было исключение из избирательного бюллетеня графы «Против всех». К слову, на этом проиграли прежде всего регионалы.
Верховная Рада обязана устранить эти недостатки. Необходимо, наконец, принять Избирательный кодекс и перестать подгонять каждый раз избирательную систему под эгоистические запросы той или иной политической силы.
События последних лет наглядно показывают, чем оборачиваются византийские, подковерные приемы в политике, в частности расчеты на политику «умиротворения» национал-радикалов, проводившуюся нынешней властью.
В итоге парламентских выборов Украина совершила еще один зигзаг в своей истории, возможно, один из самых опасных. Осознает ли это власть? Устоит ли она?

Георгий КРЮЧКОВ,
член Центрального Комитета
Компартии Украины,
народный депутат Украины
III и IV созывов