Поиск по газете

среда, 18 декабря 2013 г.

Страшнее всего для меня неправда



Таисия Исаева – одна из тех, чьими руками создавалось величайшее в мире государство Советский Союз. Усиливающаяся с каждым днем интеграция бывших республик СССР означает, что нам вновь предстоит создавать заводы и фабрики, поднимать сельское хозяйство, возрождать города и села. Следовательно, опыт таких тружеников, как Таисия Тимофеевна, – бесценен.


Не то, что сейчас

Таисия Исаева родилась в 1941 году в селе Гришино Первомайского района Крымской области. В семье было пятеро детей, чтобы кое-как сводить концы с концами, ее родители старались отыскать лучшее место для жизни. Семья одно время жила в Краснодаре, но вскоре снова вернулась в Крым, подтвердив народную мудрость: «Хорошо там, где нас нет». Исаевы обосновались в совхозе «Альминский» Симферопольского района.
В 1969 году Таисия Тимофеевна вышла замуж и вместе с мужем переехала в село Скворцово того же района, входившее в совхоз-завод «Солнечное».
- Директором совхоз-завода тогда был Иван Иванович Белоиванов, - рассказывает Таисия Тимофеевна, - настоящий хозяйственник. Человек он был строгий, но справедливый. Мог поругать, но в то же время и объяснить, где ты прав, а где нет. Хозяйство у нас было крепкое. Ежегодно мы собирали 7 тысяч тонн винограда, 200 тысяч тонн яблок и персиков, по 5 тысяч тонн зерна. Надои молока составляли 2,5 тысячи литров на каждую корову. Ежегодно сдавали 400 тонн мяса. Причем среднесуточный привес каждого животного равнялся одному килограмму в сутки. В хозяйстве было 600 дойных коров и 2 200 молодняка, 2 500 овец, 1 500 кур. Нередко мы брали до 10 000 утят и сами их выращивали. Еще в хозяйстве была пасека. Так что у нас все было, не то, что сейчас. А для людей директор совхоза делал все, что мог. Помогал стать на ноги переселенцам, приехавшим в наш совхоз. Молодежь любил. Всем старался сделать добро. Устраивал для работников совхоза разные экскурсии.  В Скворцово Белоиванов даже основал музей народного творчества. Да и история у совхоза такая, что есть что рассказать. Так, в 1934 году ознакомиться с работой набиравшего силу хозяйства приехал сам «всесоюзный староста» Михаил Калинин.
Делом всей жизни для Таисии Тимофеевны стало животноводство.
- Я окончила Прибрежненский совхоз-техникум в Сакском районе, - продолжает она. - По специальности - зоотехник. Работала и на дойном стаде, но больше всего - на овцах. Под моим началом работало три чабана. В хозяйстве было три отары. В каждой – по тысяче овец. План мы выполняли всегда. Правда, с мужиками было нелегко. Среди них некоторые прошли войну  - попробуй им что-то сказать... Если напились, то все равно будут доказывать, что не пили. Бывали ЧП. Терялись овцы, если находили, конфликт улаживали, если нет, например, собака отбила от отары барашку и задрала ее, старалась чем-то перекрыть недостачу, если не получалось, приходилось наказывать, хотя сейчас об этом жалею. Ведь наказать – просто, понять и простить - тяжело.

Убеждений не меняю

Однако с развалом Советского Союза совхоз-завод «Солнечное», как и другие процветающие хозяйства Крыма и Украины, стал приходить в упадок.
- В конце 80-х годов, - вспоминает Таисия Исаева, - многие хотели занять должность директора. Стали поливать доброе имя Белоиванова грязью. В конце концов, его отстранили от работы, но никто из новых руководителей лучшего не добился. Когда совхоз развалился, Иван Иванович, как многие другие, не смог этого пережить. У него начались проблемы с психикой. Однажды у меня возник с ним серьезный конфликт. Правда была на моей стороне, но я ему все простила. Незадолго до ухода из хозяйства Иван Иванович подарил мне свою книгу, подписав ее так: «За верность и любовь к сельскому хозяйству и за прямоту в жизни». К сожалению, Белоиванова уже нет в живых.
После развала совхоза Таисия Тимофеевна одно время работала освобожденным председателем Совета ветеранов. Правда, недолго.
- Когда шла туда работать, - поясняет она, - не знала, что нужно начальству прислуживать. Когда это поняла, сразу же ушла. В 70-х годах я вступила в Компартию и из нее не выходила. Свой партийный билет храню, как зеницу ока. Страшнее всего для меня неправда. Как-то старший чабан Максимов хотел втихаря продать двух барашек, но я поймала его с поличным. Я знала, что организуется пьянка и попросила своего мужа отвезти меня на кошару. Когда я к ним пришла, Максимов вытащил нож и заорал: «Я тебя убью». Я ему в ответ: «Меня ты убьешь, а сам останешься, но только где ты будешь?» Он задумался, а потом спрятал нож.
По словам Таисии Тимофеевны, то, что когда-то процветающее хозяйство развалили, у нее до сих пор не укладывается в голове.
- Зачем? Чья это была команда? – возмущается она. -  Сейчас от нашего совхоза ничего не осталось. Фермы разграбили. Молодежь становится на ноги, им нужно строиться. Вот и разобрали фермы на стройматериалы по кирпичику. А раньше молодым семьям совхоз строил дома. Когда я пришла к директору устраиваться на работу, он, ознакомившись с моей биографией, сказал, что выделит дом. Обещание свое сдержал. Так было. Вообще, оглядываясь назад, хочу сказать, что выбранной специальностью я довольна, в жизни отработала как надо, поэтому перед людьми и Богом чиста.

Иван КЛИМОВ,
фото автора