28 декабря в мире будет отмечаться Международный
День кино. Это праздник не только профессиональных работников этого удивительного
искусства, миллионов любителей кино - зрителей, но и не меньшего числа кинолюбителей
(не путать со зрителями).
От тебя мы без ума
История этого праздника связана с братьями Луи и Огюстом Люмьерами,
которые 28 декабря 1895 года в Париже в «Гранд-кафе» на бульваре Капуцинов провели
первый платный сеанс синематографа, представив широкому кругу зрителей короткометражку
под названием «Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота». Фильм вызвал тогда настоящую
панику у зрителей: они вскакивали с мест и убегали из зала, опасаясь, что приближающийся
на экране поезд раздавит их.
С созданием «Синематографа» братьями Люмьер
появились и первые киносъемочные аппараты.
С тех пор кинематограф прошел большой
путь в развитии и претерпел масштабные изменения: от немого кино до звукового, от
черно-белого до цветного, от пленочного до цифрового.
Важнейшее из искусств
Ни в одной стране мира роли кино не придавалось такого большого
значения, как в СССР. Способность киноискусства влиять на формирование человека
и общества высоко оценил основатель первого в мире социалистического государства
Владимир Ильич Ленин, который сказал, что из всех искусств важнейшим является кино.
Причем это касалось не только профессионального, но и любительского кино. О последнем
хотелось бы поговорить подробнее.
Считается, что любительское кино - это
кинематограф для себя, ведь большинство кинолюбителей снимает картины, часто представляющие
ценность лишь для круга своих близких. Но некоторые из них идут дальше, выдвигая
более широкие темы, поднимая большие проблемы.
В молодом социалистическом государстве
понимали, что любительское кино как один из видов культурно-просветительской работы
способно создать своеобразную летопись жизни страны, фиксировать достижения других
видов художественной самодеятельности, содействовать эстетическому росту советских
людей, в первую очередь молодежи. Поэтому уже в 1925 году в Москве создается Общество
друзей советского кино (ОДСК). На одном из его заседаний, председателем которого
был Дзержинский, вводится термин «кинолюбительство» для самодеятельного создания
кинофильмов и для отличия от «любителей кино» - зрителей. По всей стране создавались
ячейки ОДСК, клубы и кружки кинолюбителей (в 1920-х — кинорабмолы). Но более широкому
развитию кинолюбительства способствовала созданная в 1957 году Всесоюзная комиссия
по работе с кинолюбителями Союза кинематографистов СССР.
Кинолюбитель должен был обладать знаниями
и режиссера, и сценариста, и оператора, и монтажера, работников других «киношных»
специальностей. Постичь азы киноискусства ему помогали профессиональные кинематографисты.
Материальную поддержку любительским киностудиям оказывал Всесоюзный Центральный
Совет профессиональных союзов (ВЦСПС).
Творческими коллективами, любительскими
киностудиями при учебных заведениях, крупных предприятиях, дворцах культуры, домах
пионеров, колхозных и совхозных клубах, в Советской Армии создаются документальные,
художественные, спортивные и другие фильмы. Набольшую ценность представляют киносъемки,
которые осуществлялись специалистами различных отраслей наук и являлись важным материалом
для научной работы и обмена опытом.
С 1957 года стали проводиться всесоюзные
смотры любительских фильмов. Премированные на смотрах работы включались в программы
кинотеатров. Значительную роль в популяризации кинолюбительства играл телевизионный
кинолюбительский клуб «Объектив», организованный в 1962 году, который демонстрировал
любительские фильмы, проводил международные телевизионные смотры. Фильмы советских
кинолюбителей отмечены премиями на международных кинофестивалях в Чехословакии,
Югославии, Канаде, Франции, Италии. Советские кинолюбители участвуют в международном
кинолюбительском движении, с 1961 года состоят членами Международной ассоциации
любительского кино. В 1966 году бюро пропаганды советского киноискусства Союза кинематографистов
СССР начало выпуск серии брошюр под названием «Библиотека кинолюбителя».
К 1980 году в СССР насчитывалось 16,5
тысячи самодеятельных киностудий, а еще свыше двух миллионов человек занимались
кино самостоятельно.
Кинолюбители-крымчане
К началу 70-х годов прошлого века кинолюбительское искусство активно
развивалось и в Крыму. Работы крымских кинолюбителей также были отмечены различными
наградами и признаны на всесоюзных и международных фестивалях. Так, кинокартина
«Цапарешники» Федора Северина из ялтинского Клуба моряков была удостоена диплома
и премии на Международном кинофестивале в Румынии в 1964 году. Работа Льва Попова
из феодосийской «Станции юных техников» - премии на нескольких международных кинофестивалях
в Европе, проходивших в 1970-1980-х годах. Руководитель симферопольской студии при
областном Доме культуры Чернышев за кинокартину «Строительство Северо-Крымского
канала» получил всесоюзную премию в Москве. Сюжет из этого фильма даже вошел в полнометражную
ленту «Я - кинолюбитель». Кинокартина «Мы учим летать самолеты» Анатолия Петренко
из симферопольского Дома пионеров и школьников также отмечена многими премиями.
Дмитрий Грудницкий из белогорского Дома пионеров и школьников, снимая работу археологов
на протяжении четырех лет, создал фильм о первобытной стоянке у Белой скалы.
Заслуживали внимания и фильмы о путешествиях.
Так, крымский журналист Илья Неяченко, съездив на Кубу, привез фильм-обозрение
- в нем и пляжи Гаваны, и питомник крокодилов, и труд местных жителей на тростниковых
плантациях. А Лев Попов из Феодосии создал прекрасную работу о путешествии по странам
Европы. Цветная картина «Горы зовут немых» о покорении заснеженных вершин Кавказских
гор командой глухонемых из разных городов России и Украины симферопольца Григория
Маркова была удостоена одной из главных наград на кинофестивале в Симферополе в
1995 году. Глухонемому Маркову выпала двойная нагрузка - не только пройти весь маршрут,
но и запечатлеть на пленку все детали восхождения, и он прекрасно с этим справился.
Из кинолюбителей-одиночек следует отметить
киномехаников Владимира Гервицкого из поселка Ливадия и Николая Турчина из поселка
Нижнегорский, механика автопарка Семена Андреева, геодезиста Георгия Зеленина и
журналиста Валентина Мальво из Ялты.
Многие кинолюбители впоследствии получили
кинематографическое образование и стали профессионалами. Так, Георгий Зеленин, окончив
Высший Государственный институт кинематографии в Москве, долгие годы работал оператором
комбинированных съемок на Ялтинской киностудии художественных фильмов. Стал киноведом
и кинорежиссером документальных фильмов ялтинец Борис Арсеньев.
ВЗДРОГНЕМ!!!
Кинолюбительством был увлечен и я. Снимал фильмы, участвовал в
смотрах и фестивалях. В то время это был хорошо организованный процесс. Аппаратура
и пленка для кинолюбителей покупалась из фондов месткомов, заводов, колхозов, учебных
заведений. На Ялтинской киностудии проводились семинары, куда съезжались руководители
студий с учениками. Во время семинаров нам объясняли азы киноискусства. Лекции читали
профессионалы. Операторы и режиссеры просматривали наши фильмы, делали замечания,
мы устраняли недочеты. Два раза в год, обычно весной и осенью, проводились региональные
фестивали любительских фильмов. С работы нас отпускали с полным сохранением зарплаты
и с выдачей командировочных. Областной клуб оплачивал проезд, проживание в гостиницах,
вручал призы, нередко и в денежном эквиваленте. А еще принимающая сторона заботилась
о нашем досуге - организовывала бесплатные экскурсии по достопримечательным местам
своего города. В Ялте, например, мы посетили Дом-музей Чехова, в Феодосии - картинную
галерею имени Айвазовского, в Севастополе - крейсер «Москва».
После городских и областных фестивалей-смотров
лучшие фильмы попадали на республиканские, всесоюзные и даже международные фестивали
кинолюбителей. В 1963 году фильм с моим участием победил на престижном фестивале
в Румынии. В качестве приза нам вручили профессиональную кинокамеру.
А еще кинолюбители на местах занимались
сбором нужного киноматериала. Однажды ко мне обратился ведущий очень популярной
в свое время телепередачи «Кинопанорама» Алексей Каплер. Он готовил программу об
основателе ялтинской «Поляны Сказок» Павле Безрукове. Но оказалось, что пленки с
его изображением нет. И вот Каплер через кого-то узнал, что своей любительской кинокамерой
Безрукова снимал я. И несколько моих сюжетов попали в «Кинопанораму».
Хорошее время было для творчества. А что
сейчас? Где вы, энтузиасты? Ни смотров, ни фестивалей, в газетах о кинолюбителях
ничего не пишут.
Вот сидим мы с другом Николаем Турчиным,
он тоже из тех первых кинолюбителей, и вспоминаем:
- А помнишь, как мы часами пленку проявляли,
звук подгоняли... А сейчас берешь видеокамеру,
нажал на кнопку - и снимай. Затем сел за компьютер - тут тебе и цвет, и монтаж,
и звук, и титры - все есть!
- А помнишь, как к нам в Симферополь на
фестиваль «Крымский подснежник» привозили свои фильмы о защите окружающей среды
сумчане, одесситы, днепропетровцы?
- Да как же не помнить
тот тридцатисекундный ролик о том, как только что вылупившийся из яйца цыпленок
видит большую дымящуюся заводскую трубу и прячется обратно в яйцо.
- А помнишь, как наказали крымчан во Львове
в 1996 году?
- Ну как же не помнить, ведь среди крымских
кинолент была и моя, мультипликационная. Тогда ни одна работа крымчан не была отмечена
даже дипломом. Видите ли, они не на украинской мове.
- А помнишь фильм симферопольца Каспера
«В суставах – хруст, в душе - недоуменье», в котором он с юмором показал всю серость
последних годков стариков при нашей полунищей жизни?
- Конечно же, помню… Так за что же твой
тост?
- За творчество будущих кинолюбителей!
- Так вздрогнем?!
- Вздрогнем!!!
Николай МАРТЫНОВИЧ,
г. Ялта