Поиск по газете

суббота, 7 января 2012 г.

В новый год на троллейбусе!


Витраж в административном корпусе троллейбусного парка


Ровно полвека назад на полуострове появился «рогатый» вид транспорта
В новый 2012 год крымчане въехали… нет, не на санях и не на беговых дрожках – на троллейбусе, самом излюбленном и демократичном виде транспорта. Несмотря на обилие маршруток, троллейбус остается своеобразной передвижной визитной карточкой Крыма. Не удивительно, что жители городов, имеющие этот «рогатый» вид транспорта, в новогодние праздники нередко с удовольствием совершают троллейбусные экскурсии, например, чтобы выпить шампанского на ялтинской набережной.


Первые сорок
 
 Ровно пятьдесят лет назад, в 1962 году, в Крым прибыла первая партия из сорока троллейбусов «Шкода 9Тр». На долгие годы слова «Шкода» и «троллейбус» стали для крымчан синонимами. Тогда казалось, что именно на этом экологически чистом виде транспорта нынешнее поколение советских людей и въедет в коммунизм.
Троллейбус был шикарен. В нем, словно в храме на колесах, говорили благоговейно и полушепотом, а если школьник не уступал место пожилому человеку,  пассажиры набрасывались на него всем скопом - мол, в школе не учили старших уважать? В те годы – учили.
В советском троллейбусе не смердило мочой и бомжами, а приятно пахло свежей резиной, зимой же -  слегка дурманящим запахом антифриза.  

Троллейбус изнутри

 В конце семидесятых в Крыму развивалась система внешкольного обучения – каждый старшеклассник, помимо аттестата зрелости, был обязан получить корочки о трудовом воспитании.
В 1979 году в учкомбинате на Маяковского и мне посчастливилось попасть в первую группу по подготовке водителей троллейбуса. Помню, в классе рядом со столами на специальных напольных стендах были изображены крупногабаритные внутренности ходовой части и электрическая схема, похожая на схему радиоприемника. К вождению нас не допускали (до 18 лет за баранку, по правилам, нельзя), но разбирать старые машины довелось.
Трудились мы в Центральных троллейбусных ремонтных мастерских  (ЦТРМ), в цехах еще дореволюционной постройки. Развинчивали поношенную обшивку салона, демонтировали кресла, выбивали из каких-то контактов белый металл (когда никто не видел, швырялись металлическими горстями друг в друга, а позже узнали, что это было техническое серебро!). Сегодня исторические здания ЦТРМ, построенные в стиле индустриального модерна, снесены, а на их месте возведены  дома для новой «элиты».


От «Шкоды» к «Богдану»

 В перестроечные годы под автоген попали первые крымские троллейбусы «МТБ-82Д» и «Шкода 8Тр8», а ведь это были практически музейные экспонаты. Сомневаюсь, что долго «протянут» «Шкоды» и более поздних марок. А их очень хотелось бы сохранить для потомков.
До конца 2010 года подавляющую часть парка «Крымтроллейбуса» составляли машины «Шкода 9Tр» и «Шкода 14Tр», затем на крымских трассах появился троллейбус «Богдан Т701» (ДП «Автосборочный завод № 1» ЗАО «АК «Богдан Моторс» было признано победителем тендера на поставку в Крым 61 троллейбуса «Богдан»). Эти большие и просторные троллейбусы-аквариумы сооружены по западным лекалам. Салоны «Богданов», на радость карманникам, снабжены мониторами, по которым крутят мультики и рекламу.


Трамвай «четверочка»

 Мы не случайно считаем старые троллейбусы потенциальными музейными экспонатами. Например, в Донецке существует музей паровозов, почему бы и у нас в Крыму не сделать музей троллейбусов и трамваев под открытым небом?
Впрочем, в Симферополе уже сделан первый шаг в этом направлении. Так, в крымской столице существует (правда, лишь в двух комнатах) самый настоящий «троллейбусный» музей (точное название - музей КГПП «Крымтроллейбус»).
Попасть в него можно на …троллейбусе. На каком? Да на любом! Ведь с 1977 года музей находится в административном здании троллейбусного парка.
Музей - это не натуральные экспонаты-троллейбусы, а их модели под стеклянными колпаками. Экскурсия в троллейбусный мир начинается со знакомства с «дедушкой» троллейбуса – трамваем.
Трамвайное сообщение в Симферополе просуществовало без малого полвека – с 1914 года по 1970-ый. В октябре 1965-го трамвайное управление перестало существовать как самостоятельное предприятие и в качестве трамвайного парка вошло в состав Крымского трамвайно-троллейбусного управления. С 1969 года в городе остался один трамвайный маршрут № 4 (Железнодорожный вокзал - ул. Нижнегоспитальная - ул. Оборонная). С 1 декабря 1970 года в Симферополе трамвайное движение было закрыто. Но корпус одного из старых трамваев можно увидеть и сегодня на территории троллейбусного парка. 


Рекорды «Крымтроллейбуса»

 В музее КГПП «Крымтроллейбус» вы узнаете о том, что на Украине - 45 троллейбусных предприятий и «Крымтроллейбус» по возрасту подвижного состава занимает последнее место, зато по объему перевозимых пассажиров – одно из первых.
За «Крымтроллейбусом» числятся и другие рекорды. Так, в Крыму находится самая длинная троллейбусная линия в мире – 85 км. В 70-80-е годы в пик сезона интервал между троллейбусами, которые отправлялись в Ялту и Алушту, составлял всего две минуты - 500 рейсов в день. За полвека было перевезено более 5 миллиардов пассажиров!
В музее истории крымского  троллейбуса  в свое время проходили приемы в комсомол, проводы в ряды Вооруженных Сил, велась активная работа по патриотическому и интернациональному воспитанию. Активное участие в ней принимали ветераны Великой Отечественной войны, большинство из которых являлись передовиками производства, ударниками коммунистического труда, лучшими людьми предприятия.
За большую воспитательную работу среди молодежи в 1979 году музей был награжден Дипломом центрального штаба Всесоюзного похода комсомольцев и молодежи по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа. Диплом подписан маршалом Советского Союза Иваном  Баграмяном.


«… и значительно повысить качество»

 В крымском «троллейбусном» музее - более трех тысяч экспонатов. Среди них всевозможные компостеры (некоторые разработаны в Крыму) и даже старая трамвайная билетная касса. К слову, о билетах. С шестидесятых годов стоимость проезда до Ялты составляла 1рубль 20 копеек. И на протяжении тридцати лет цена не менялась! А вот с нынешнего января цена проезда по городу возросла на 25 копеек, так что догнала и перегнала стоимость «ялтинского билета» в советскую пору. Такой вот «новогодний подарок».
Среди причин очередного повышения – «значительное увеличение цен и тарифов на энергоносители, запасные части,  троллейбусные шины, горюче-смазочные материалы – в пределах 30-70 процентов».
Руководство «Крымтроллейбуса» убеждено в том, что повышение тарифов на перевозку пассажиров троллейбусом на городских, пригородных и междугородных маршрутах в среднем на 25 процентов позволит  предприятию «не только стабилизировать финансовое положение, но и значительно повысить качество оказываемых услуг и при этом сохранить за  КРПП  «Крымтроллейбус» безусловный статус крупнейшего социального перевозчика в Крыму».


Оптимисты и реалисты

 Несмотря на некую архаичность, троллейбус не собирается уступать дорогу автобусам и наглым маршруткам. Наоборот, макеевское  руководство (в Крыму своих специалистов не нашлось)  «Крымтроллейбуса» «зуб дает» на проведение новой линии в микрорайон  «Маршала Жукова». А через три года, по замыслу макеевских мечтателей, троллейбусные маршруты должны пролечь по  улицам Воровского и Крылова в микрорайон «Пневматика».
А вот многие  сотрудники предприятия настроены не так оптимистично, как заезжие командиры - регулярные задержки и задолженности по зарплате не вселяют оптимизма. Сотрудники предприятия также предполагают, что для того, чтобы избежать омута банкротства, «Крымтроллейбус» вынужден проходить тягостную процедуру санации.

P.S. Сегодня нельзя с уверенностью утверждать, что «Крымтроллейбус» ждет блестящее будущее. Нельзя гарантировать, что на территорию троллейбусного парка не позарятся толстосумы, как это произошло с  ЦТРМ. Но очень хочется верить, что наши внуки будут видеть любимый крымчанами транспорт не только в музейных залах.

Алексей СОМОВ,
фото автора