Поиск по газете

среда, 25 апреля 2012 г.

Нравственность – основа воспитания



Народная мудрость гласит, что человека на его жизненном пути поджидают три горя: смерть, пожар и плохие дети. От смерти не уйдешь, пожар можно предотвратить, а плохие дети... Откуда они? Как быть с ними? Кто-то сказал, что новорожденный ребенок похож на чистый лист бумаги – он не плохой и не хороший. Но откуда тогда берутся подлецы, а из кого вырастают благородные люди? Попробуем разобраться в этом вопросе.


Что посеешь – то и пожнешь

Василий Сухомлинский в книге «Рождение гражданина» рассказывает: «Четырнадцатилетний подросток катался на коньках. Увидя восьмилетнего мальчика, он подозвал к себе и сказал: «Катайся вон там – лед хороший, ровный», и показал в сторону проруби. Мальчик попал в прорубь, погиб, а подросток, покатавшись еще час, вернулся в город, рассказал товарищам о том, как ему удалось обмануть малыша. Убитые горем родители мальчика спрашивали: «Ты ведь знал, куда посылаешь ребенка, неужели сердце твое не дрогнуло?» Подросток спокойно ответил: «Я не толкал его в прорубь. Он сам поехал туда. Я только посоветовал ему кататься там – лед там ровный...» - «Почему же ты сразу не прибежал к нам? Мальчика можно было спасти…» На это подросток ответил: «Не мое дело бегать. Каждый за себя отвечает...»
Почему это произошло? К сожалению, нам все чаще приходится сталкиваться с безнравственными поступками со стороны подростков. Подлость есть, она существует. Легче всего было бы назвать это пережитком прошлого. Но все это происходит в наши дни – эгоизм, равнодушие, жестокость.
Каковы причины этих безнравственных поступков? Причин много: это и социальные катаклизмы, и обострение межнациональных конфликтов, и отсутствие достаточной социальной защиты, и противопоставление школьного и семейного воспитания, а главное, с нашей точки зрения, – недостатки семейного воспитания, поведение родителей.
В народе говорят: «Ворчанием наскучишь, примером научишь» или «Добрый пример – лучше ста слов». Пример родителей имеет необыкновенную силу воздействия особенно на детей младшего возраста.
Рассказывает воспитатель детского сада: «Первыми пришли двое – мальчик и девочка. Мальчик говорит: «Давай будем играть в папу и маму». «Давай», - соглашается девочка. «Я как будто пришел пьяный – бряк на кровать». «Нет», – тянет девочка. «Ты ботинки снимешь, я же полы помыла, пойдешь и ляжешь». «Дура, ничего ты не понимаешь. Подойдешь, снимешь ботинки, а потом пойдешь и заплачешь». Актеры по многу раз репетируют ту или иную сцену. А в этой  ситуации дети без репетиции воспроизвели то, что происходит у них дома. Трудные дети – откуда они?
С самого раннего возраста мы окружаем своих детей заботой, лаской, любовью, вниманием. Все лучшее отдаем детям. Но часто забываем об интересах ребенка, о том, что составляет суть их жизни. Вот примеры неправильного воспитания детей.
- Ну, что за разиня? Вечно у тебя что-то теряется (ребенок забыл игрушку в сквере).
По пути домой. - Быстрее идти можешь? Вот лапша!
К дочке-подростку пришли подруги. Мама открывает дверь в комнату дочери и говорит: «Опять ты съела печение для Алеши?». Дочери стыдно за маму.
15-летний Коленька развлекается тем, что водой из грязной лужи обрызгивает прохожих. «Разве он нарочно», – пожимает плечами мама.
На полированной стене лифта жаждущий славы Юрочка ножом увековечил аршинными буквами свое имя. Его мама удивляется: «Что особенного, разве лифт после этого перестал работать?».
Это непридуманные истории. На самом деле родители не понимают всей серьезности таких ситуаций. Они зачастую не обращают внимания на плохое поведение ребенка и надеются, что все само собой образуется. А потом удивляются, почему их чадо вырастает эгоистичной, черствой и равнодушной натурой.

Материнская любовь

В семье ребенок проходит важнейший путь формирования личности от момента рождения до наступления зрелости. А что мы делаем для того, чтобы наши дети становились хорошими людьми? Человек начинает жизнь. Он порой не знает, как поступить в той или иной ситуации. И вот здесь пример родителей, их поведение и отношение имеют первостепенное значение. Впечатления с детства сохраняются почти на всю жизнь. Великий русский писатель Лев Толстой писал в старости: «… от меня пятилетнего до настоящего – один шаг». Очень важно осознать – какая вы мать и какой вы отец.
Трепетная, нежная, искренняя, вечная – все это о ней, о материнской любви. Ею мать окружает свое дитя еще до того, как оно появится на свет. Ребенок чувствует себя любимым и защищенным. Но везде должна быть золотая середина, о чем говорили еще древние греки. Иногда чрезмерная материнская любовь приобретает губительную силу. Все начинается с «мелочей». Предположим, у вас в руке одно яблоко или конфета, а рядом ребенок. Как вы поступите? Конечно, мы (почти всегда) отдадим ребенку. А правильно ли это? Антон Макаренко, советский педагог и писатель, советовал разделить конфету и первую половину взять себе, а вторую – отдать ребенку, чтобы с раннего детства он знал – прежде всего мать, другой человек, а потом – я. Или такая ситуация. Вечером вся семья собирается за столом ужинать. Кому вы подадите в первую очередь «лучший кусок» (кроме очень маленького ребенка). Большинство женщин отвечают: конечно, детям. А надо ли так поступать? В первую очередь дедушке, бабушке, отцу, матери и только потом детям.
Материнская любовь – беспредельна. Очень часто мы рассуждаем так, что наши детские годы были полны лишений, так пусть детство наших детей будет безоблачным, счастливым. И начинаем с пеленок задаривать своих детей множеством игрушек, потакаем им во всем, тем самым создавая себе кумира. Но дети растут, развиваются, становятся взрослыми. Вместе с детьми растут и их потребности. Им уже не нужны игрушки. Появляется интерес к более дорогим и ценным вещам. Привычка с детства – все лучшее мне – перерастает в тягость для родительского кошелька. Начинаются родительские упреки в черствости и жестокости своих детей. А это только первые плоды неправильного проявления материнской любви к детям. Самые тяжелые раны наносятся матери, когда на старости лет ей не находится места ни в сердце, ни в доме взрослых детей. Человек, которого с детства учили лишь брать от других, ничего не давая взамен, вряд ли будет чутким, внимательным, любящим мужем и отцом, бескорыстным другом, хорошим товарищем. Он всегда и везде думает, прежде всего, о себе, о своих желаниях и удобствах.

Отцы и дети, или какой папа лучше?

Огромная роль в воспитании детей принадлежит и отцам. И мальчики, и девочки нуждаются в обществе отца, в его любви. Но, к сожалению, не все дети имеют возможность проводить время с отцом, ощущать его ласку и любовь. А причина кроется в самих отцах. Большой процент умственно отсталых детей, недисциплинированных, запущенных, совершающих хулиганские поступки составляют дети отцов-алкоголиков.
«… Кончилось мое детство. Рано кончилось, потому что вышел я на этот двор не просто Колей…, а сыном пьяницы, человека, который не считается человеком. Мне всегда было стыдно… всегда, всегда: вчера отца моего нашли во дворе, в луже, и он долго увеселял других, прежде чем под общий хохот его доставили домой; позавчера мой отец выпрашивал у всех деньги на водку…» Может ли такой отец иметь авторитет в глазах сына? (Александр Пинт «Это Вам, родители»).
Есть отцы, которые оставляют семью, своих детей ради новой любви. Уход отца из семьи – всегда тяжелая душевная травма для детей. Тоска по близкому, любимому человеку, стыд перед окружающими за то, что брошен, жалость к матери, изменение материального положения – такие недетские переживания приводят к тому, что одни замыкаются в себе, другие ожесточаются, третьи забрасывают учебу и так далее. Дети становятся подозрительными, грубыми, мстительными, лживыми, теряют веру в себя и других.
Есть и такие отцы, у которых нет времени на воспитание ребенка, они ограничивают свои родительские обязанности только материальной заботой о семье.
Прямым продолжением подобных взаимоотношений «отцов и детей» служат так называемые «стариковские дела», которые в судах далеко не редкость. Смотришь на взрослых детей, которые, ссылаясь на какую-то давнюю обиду, не желают расстаться с десяткой-другой, чтобы помочь больной матери, тогда невольно думаешь: кого же вы, уважаемые старики, воспитали? Где ваши дети растеряли любовь и сострадание к вам? Все, что делает ребенок, – это отражение воспринятого им поведения взрослых, он показывает наши же собственные достоинства и недостатки, показывает увеличенно, не заботясь о том, чтобы прикрыть суть своих поступков ловким словцом, приятной манерой, как это умеют делать иные взрослые.
У Льва Толстого есть басня «Старый дед и внучек», красноречиво подтверждающая сказанное выше. Писатель рассказывает о житейской и очень поучительной истории.
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. … Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Однажды он уронил чашку с едой и разбил. Невестка сказала, что кормить его теперь будут из лоханки. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и видят, что сынишка их на полу дощечками играет и что-то мастерит. Отец и спрашивает: «Что это ты делаешь, Миша?». А Мишутка и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить». Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.
Антон Макаренко писал: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету – все это имеет для ребенка большое значение... А если дома вы грубы, ... или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей, и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут». Задумайтесь, уважаемые родители.

Зинаида Васильевна
Андреева-Лялина,
канд. пед. наук