Поиск по газете

среда, 8 мая 2013 г.

Петр ОЛЕЙНИК: «Неофашисты в Раде – позор Украины»



Петру Афанасьевичу Олейнику – подполковнику в отставке, ветерану Великой Отечественной, не занимать мужества и отваги, ведь за годы войны он был удостоен четырех медалей «За отвагу». Их обладатели, как и полные кавалеры орденов Славы 3-х степеней, стояли в одном ряду с Героями Советского Союза. Своими воспоминаниями о пройденном боевом пути Петр Афанасьевич поделился с корреспондентами «Коммуниста Крыма» 13 апреля - в памятный для столицы крымского полуострова День освобождения от немецко-фашистских захватчиков.


На Турецком валу

П
етр Афанасьевич Олейник родился 24 июня 1924 года в селе Балашовка Ивановского района Херсонской области. На фронт Олейник, выходец из семьи простых рабочих, попал осенью 1943 года. С первых дней службы воевал в составе 126-й Горловской стрелковой дивизии 366-го полка. Новобранцу дивизии выдали ручной пулемет Дегтярева, показали, как заряжать и куда нажимать. Профессию пулеметчика Петр Олейник осваивал уже на передовой.
Неизгладимый след в памяти юного бойца оставил подвиг рядового Василия Сухова. Горловцы участвовали в боях за освобождение Мелитополя. Битва с фашистами длилась неделю. Именно тогда Олейник стал свидетелем того, как рядовой саперного взвода Василий Сухов под шквальным огнем противника установил 80 противотанковых мин и уничтожил гранатами 3 станковых пулемета и 2 орудия. На его минах подорвалось два вражеских танка. После чего отважный сапер стал поджидать за углом одного из зданий приближающийся фашистский танк. Когда тот остановился, Сухов пополз ему навстречу. Заметив бойца, немец открыл огонь. Несмотря на смертельные раны, Сухов из последних усилий приподнялся и бросил гранату под танк и подбил его. Солдат погиб. Посмертно ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Увиденное произвело сильнейшее впечатление на Петра Олейника. Для себя он тогда твердо решил, что никогда не дрогнет перед врагом, до конца будет защищать свою Родину.
- В начале ноября 1943 года мы подошли к Перекопу, – вспоминает ветеран. – Чтобы изолировать противника от материка, нам нужно было прорвать оборону, которую враг держал на Турецком валу. Немцы выкопали противотанковый ров и сделали длиннющую насыпь, закопав в землю тридцать непроходимых для танков метровых столбов. Через каждые 100 метров они установили пулеметы и другие орудия. В ходе ожесточенных боев ценою многочисленных потерь мы все же взяли вал. Наш батальон занял оборону возле железной дороги на Армянск и постоянно отбивал атаки немецкого бронепоезда, который вел огонь по нашим бойцам со стороны города и пытался выбить с занятых позиций. У пулемета приходилось дежурить круглые сутки и в дождь, и в снег. Вот так простоишь всю ночь под дождем, а на утро мороз ударит, и одежда на теле колом берется. Чтобы как-то согреться, рыли землянки. Дров не было, поэтому разбирали железную дорогу и жгли шпалы. От голода нас спас зерносклад, который нам удалось отбить у немцев.
Битва за Перекоп длилась пять месяцев и восемь дней. Утром 8 апреля 1944 года советские войска после мощной артподготовки начали Крымскую наступательную операцию. Солдаты бросились штурмовать Армянск, последовали ожесточенные бои за каждую улицу, дом, подвал. К вечеру город был освобожден.
- Не знаю, сколько немцев мне тогда пришлось перебить, – продолжает Петр Афанасьевич, – но старый добрый «дегтярь» меня ни разу не подвел.
За взятие Перекопа Петр Афанасьевич получил свою первую медаль «За отвагу» и первое ранение, оказавшееся, к счастью, не тяжелым.

Едва
не расстреляли

П
отом были бои за Красноперекопск, Ишунь, Раздольное, Джанкой, Керчь. Развивая наступление, 12 апреля советские войска подступили к Симферополю, где на следующий день, 13 апреля, уничтожив несколько танков и мотопехоту противника, ворвались в город. Симферополь был освобожден.
- Продвигаясь вдоль берега, наши солдаты гнали противника к Севастополю, – рассказывает Петр Олейник. – Мощные кровопролитные бои завязались на Мекензиевых горах, затем на подступах к Севастополю. Море кипело от разрывов снарядов и мин. После осколочного ранения меня направили в Мелитополь, где я три месяца пролежал в госпитале. Единственное, о чем я мечтал, лежа на больничной койке, так это поскорее выздороветь и вернуться на фронт.
За мужество и героизм, проявленные в боях за Севастополь, Петр Афанасьевич был удостоен второй медали «За отвагу». А 126-я Горловская стрелковая дивизия, в составе которой воевал Олейник, уже во второй раз была награждена орденом Красного Знамени.
После выписки из мелитопольского госпиталя Петр Олейник и еще тридцать солдат были направлены в Молдавию, где продолжались освободительные бои. Прибыв на железнодорожную станцию Раздельная Одесской области, он со своими сослуживцами остался ждать старшего группы, который уехал в Одессу. Некоторые солдаты, оставив свои вещмешки, решили пройтись по городу в поисках еды. А Петр Афанасьевич и двое его товарищей остались ждать на станции. Тут подошел заградотряд. Их попросили предъявить документы, которые находились у старшего группы. Из-за «бесхозных» вещмешков троицу приняли за дезертиров и увели в часть. К счастью, у Олейника оказалась медицинская справка, в которой было указано, что последние три месяца он провел в госпитале. Это спасло от расстрела как его самого, так и сотоварищей.

Железный
друг «дегтярь»

О
казавшись в Молдавии, Петр Афанасьевич попал в 61-ю гвардейскую стрелковую дивизию.
- Очень жарко было под Тирасполем, – продолжает ветеран. - Приходилось отражать не только контратаки противника, но и уничтожать его наземные огневые точки. За это меня наградили третьей медалью «За отвагу».
Потом с «дегтярем» на плече пулеметчик Олейник освобождал Румынию, Болгарию, Югославию, Венгрию. В боях у озера Балатон в предместье Будапешта Петр Афанасьевич получил свою четвертую медаль «За отвагу» и орден Красной Звезды. По его словам, местные жители встречали советских солдат радушно и тепло: напевали «Катюшу» и потчевали традиционными блюдами. 
Следующей была Австрия. 
- В Австрии немцы отступали почти без боя, – рассказывает ветеран, –  спешили сдаться в руки западных союзников. Чтобы настичь врага, командование послало вслед немцам механизированный корпус. Ночью мы двинулись вперед, обогнав врага, перерезали дорогу. Наступило утро, а немец не идет. Мы двинулись ему навстречу. Но увидели лишь брошенную технику и оружие. Видимо, немцы налегке ушли в Альпы. Мы сдали трофейную технику и двинулись дальше. В австрийском Линце встретились с американскими солдатами. У них я выменял немецкий «вальтер» на карманные часы, которые мне прослужили много лет. Потом я их случайно выронил, и они больше не работают, зато память осталась.
В этом небольшом городке Петр Афанасьевич и встретил Великую Победу вместе со своим железным другом пулеметом Дегтярева.
- Хорошее оружие, оно меня всегда выручало, – подчеркивает ветеран. – Очень эффективно при вражеских контратаках. Для меня «дегтярь» был как ангел-хранитель, ведь с ним я простаивал холодные ночи на посту под Армянском, освобождал Севастополь, лежал в окопах под Тирасполем, бил врага у Балатона.

На приеме у Путина

П
осле войны в 1947 году Петр Афанасьевич пытался поступить в Минское офицерское училище. Но по состоянию здоровья (вследствие двух ранений) его не приняли. Тогда Олейника отправили в воинскую часть под Вильнюс.
- Там в то время действовали «лесные братья» и бандеровцы, которые нападали на солдат Красной армии и мирное население, – вспоминает ветеран, – и, безусловно, нашей задачей было обезвреживать пособников фашизма. Чаще всего приходилось их вылавливать в лесах. Они вели себя как звери: ставили засады, сжигали села. Или, к примеру, как только назначат нового председателя колхоза или совхоза, они тут же его убивали. Парадокс – когда-то мы от них отбивались, а теперь этих неофашистов возвеличивают и приравнивают к героям. Это позор для нашей страны – наследницы великого Советского Союза, страны-победителя. И, к сожалению, нынешняя власть никак этому не противодействует, а наоборот всячески способствует.
В Крым Петр Афанасьевич попал в 1948 году. После окончания Симферопольского автотранспортного техникума и Мелитопольского института сельского хозяйства 27 лет проработал инженером по технике безопасности дорожного движения на предприятии «Крымавтотранс».
9 мая 2002 года кавалер четырех медалей «За отвагу» Петр Олейник участвовал в Параде на Красной площади, после чего все участники-ветераны были приглашены на торжественный прием к Президенту России, где Петр Афанасьевич даже выпил с Владимиром Путиным в честь праздника сто граммов.
Помимо четырех медалей «За отвагу» и ордена Красного Знамени Петр Афанасьевич удостоен медалей «За победу над Германией», «За победу над Австрией», «За взятие Венгрии» и ордена Отечественной войны I степени.

Подготовила
Алена ГУЛЯЙЧЕНКО,
фото Алексея СОМОВА