Поиск по газете

четверг, 10 апреля 2014 г.

Зинаида ГЛОТОВА: «Уходя за линию фронта, я не знала, вернусь ли обратно»


Великая Отечественная война тяжелым бременем легла на плечи всего советского народа. На войну уходили не только мужчины, оставляя дома матерей, жен, детей, но и женщины не смогли остаться в стороне от защиты своей Родины. Они становились в строй наравне с мужчинами, сражаясь на линии фронта или работая сутками напролет в тылу.  
Зинаиде Андреевне Глотовой было 16 лет, когда она ушла на фронт. Тяжелые испытания войны не сломили боевой дух юной комсомолки. Стойкая и мужественная разведчица Зина, преодолевая страх, не раз совершала героические поступки, чтобы раздобыть ценные секретные данные о вражеских силах. За проявленные мужество и героизм Зинаида Андреевна Глотова удостоена ордена Октябрьской революции, двух орденов Отечественной войны, ордена Ленина, ордена Жукова, награждена медалями «За отвагу», «За оборону Кавказа», «За победу над Германией» и многими другими боевыми наградами.
Уже давно отгремели бои, поросли травой окопы и воронки от разорвавшихся бомб и снарядов, но до сих пор ноющие боевые раны напоминают Зинаиде Андреевне об ужасах той войны. И кажется, что это было будто бы вчера…


«Прошу послать на фронт»

Зинаида Андреевна Глотова родилась 15 апреля 1925 года в селе Волоховка Волчанского района Харьковской области, в семье борцов за советскую власть. Дед был председателем комитета бедноты (в 1919 году он был убит белогвардейцами), бабушка – партизанкой. После смерти дедушки отец Зинаиды Андреевны Андрей Андреевич Глотов ушел в армию, где был направлен в подразделение охраны Кремля. Вернувшись со службы, он рассказывал, что неоднократно присутствовал на собраниях, которые проводил Вождь мирового пролетариата Владимир Ильич Ленин. Отец Глотовой вспоминал, что как-то на одном из таких собраний какой-то солдат задал вопрос Ленину: «Владимир Ильич, нам когда-нибудь будут давать кашу с маслом?..» Тогда было тяжелое время, только начинали организовываться совхозы и колхозы, поэтому с продовольствием было туго. 
В 30-х годах семья Глотовых переехала на Донбасс в Донецкую область, потому как отца Зинаиды Андреевны назначили директором машинно-тракторной станции в одном из местных колхозов.
- Мы жили в городе Амвросиевка, – вспоминает Зинаида Глотова. – В июне 1941 года после окончания девяти классов наш класс отправили в один из колхозов Донецкого района на уборку ранних овощей. Я была секретарем комсомольской организации нашего отряда. И вот однажды к нам прискакал на коне председатель колхоза и говорит: «Ребята! К нам пришла беда… Враг у порога! Собирайте свои вещи и завтра на участок не приходите». На следующий день мы пришли к правлению колхоза, где нам выдали вещмешки, сшитые из клеенки, в которых лежали хлеб, кусковой сахар и сало. С этим НЗ нам сказали, чтобы мы возвращались домой, потому как немцы были уже близко.
После известия о вероломном нападении фашистов отряд девятиклассников принял решение отправиться в ближайший военкомат.
- Добравшись до райцентра, – продолжает ветеран, – мы написали заявления: «Прошу послать на фронт». Я собрала все заявления и отнесла их военкому. Парней сразу зачислили, а девочкам посоветовали пробираться домой. Но меня это не остановило, я написала еще одно заявление и говорю: «Я – комсорг школы, отец воюет, мать уехала медсестрой с эвакогоспиталем. Зачисляйте на фронт, иначе сама уйду пешком, найду отца и буду рядом с ним сражаться». А военком отвечает: «Это невозможно, тебе только 16». Я говорю: «Уже семнадцатый». Военком: «А немецкий язык хорошо знаешь?» Я отвечаю: «Конечно, хорошо, у меня все пятерки, можете проверить». И меня направили в Москву в разведшколу.

Легенды Мальчишки

После окончания разведшколы Зинаида Глотова был зачислена агентурной разведчицей в 78-ю Отдельную морскую бригаду 9-й армии Юго-Западного фронта. Юной комсомолке Зине Глотовой приходилось выполнять трудные разведзадания с огромным риском для жизни. Каждый раз, уходя за линию фронта, девушка не знала, вернется ли она обратно...
- Уходя в расположение противника, – рассказывает Зинаида Андреевна, – приходилось переодеваться и изображать нищенку-попрошайку, эвакуированную или беженку. И на каждый случай была подготовлена правдоподобная легенда, которую следовало заучить, чтобы не перепутать от страха. Я получила позывной Мальчишка. На задание я с собой никогда не брала ни бумагу, ни ручку – все данные держала в голове.  
Когда летом 1942 года немцы двинулись на Кавказ, 9-ю армию разделили и некоторые ее части передислоцировали на Северо-Кавказский фронт, где шли тяжелые оборонительные бои на Тереке, под Моздоком. Туда же направили и разведку.
Не изгладился из памяти бывшей разведчицы один случай с невероятным счастливым исходом, который произошел на Кавказе.
- В один из летних дней я возвращалась с задания, – вспоминает Зинаида Андреевна. – Не рассчитав времени, я подошла к линии фронта засветло (обычно линию фронта я переходила ночью). И пройти незамеченной было невозможно. Берег реки Терек был заминирован немцами, оставался только один-единственный путь – бежать через нейтральную полосу. Собравшись с мыслями, я что было силы рванула вперед. Сзади послышались крики: «Хальт! Хальт! Хальт!..» Я все бежала. Немцы начали стрелять. И вдруг я почувствовала резкое жжение в ногах и упала. Очень смутно помню, что было потом. Я услышала русскую речь: «Ты живой?» Я лишь успела прошептать, что я – разведчица, и потеряла сознание. Очнулась уже в медсанбате с перебинтованными ногами.
После выздоровления Зинаида Глотова вернулась на Кавказ. Только уже в 276-ю горнострелковую дивизию.
- Меня назначили старшей разведгруппы, – рассказывает Зинаида Андреевна. – Помимо меня в группе было еще четыре человека – и все мужчины – армянин, грузин, литовец и украинец. За годы войны нашей интернациональной пятерке не раз приходилось выполнять опасные задания. Мы пробивались по немыслимым дорогам через перевалы, где на каждом шагу можно было сорваться в пропасть. Друг о друге мы не знали ничего – ни имен, ни отчеств, ни фамилий, только – позывные. 
На очередном задании Зинаида Глотова вновь была ранена и контужена. После двух месяцев в госпитале в 1943 году Глотова вернулась в строй. Ее назначили командиром отделения связи в запасном зенитном артполку противовоздушной обороны в Закавказье. Положение обязывало Зинаиду Андреевну всегда быть на передовой.

Педагог по призванию

После демобилизации Зинаида Глотова приехала в Крым, в Симферополь.
- Отец мой тоже вернулся с фронта, – рассказывает Глотова, – а вот маму я больше не видела. Нам сообщили, что она погибла при эвакуации. Их эшелон двигался куда-то в сторону Казахстана. И вдруг началась бомбежка. Сотни людей были ранены и убиты. В том поезде вместе с мамой был и мой младший брат, который, к счастью, выжил. Его спасла одна женщина, которая после войны заменила нам мать.
Зинаида Андреевна окончила 10-й класс средней школы №9 города Симферополя и продолжила свое образование в Крымском педагогическом институте. После окончания вуза работала в городе-герое Севастополь заведующей в школе №8, была секретарем горкома комсомола.
В 1952 году Зинаида Глотова была избрана ответственным секретарем обкома профсоюза работников начальных и средних школ, закончила вечернее отделение факультета украинского языка и литературы, наряду с историей преподавала и этот предмет.
Педагогический стаж Зинаиды Андреевны Глотовой – 50 лет. До сих пор тысячи выпускников вспоминают ее с неизменной теплотой. Ежегодно не забывают поздравить с профессиональным праздником – Днем учителя. 
Зинаида Глотова – член КПСС с 1945 года. Уже много лет возглавляет первичную партийную организацию №4 города Симферополя.
В 1992 году она была избрана делегатом на 1-й Всекрымский слет женщин-участниц Великой Отечественной войны. В 1995 году в составе делегации от Крыма была на Параде в Киеве в честь 50-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне.
В 1997 году Зинаида Андреевна была избрана заместителем председателя Крымской республиканской организации инвалидов войны и Вооруженных Сил. Особое внимание Зинаида Андреевна Глотова всегда уделяла военно-патриотическому воспитанию молодежи.
До сих пор выступления скромной, приветливой, мудрой Зинаиды Андреевны перед подрастающим поколением в школах и библиотеках города вызывают неподдельный интерес у аудитории. Очень внимательно слушают учащиеся ее рассказы о далеких днях героической юности, о верности и предательстве, о беспредельном мужестве поколения, вынесшего на своих плечах самую тяжелую войну минувшего ХХ века.
- Как-то идя по улице в форме, – добавляет Зинаида Андреевна, – я услышала сзади шепоток двух женщин в свой адрес: «Такая молодая, а столько наград». Мне стало немного обидно и очень хотелось повернуться и сказать: «Сходили бы вы со мной в разведку, тоже получили бы…»

Алена ТАРАНЕНКО,
фото из архива
Зинаиды Андреевны ГЛОТОВОЙ