Поиск по газете

четверг, 18 апреля 2013 г.

Протекающая крыша истории



Через две недели симферопольцы, наряду с другими гражданами постсоветского пространства, отметят один из главных праздников – День  Победы. Накануне мы побывали на территории симферопольской воинской части, на которой после войны дислоцировалась освобождавшая полуостров 126-я Горловская дважды Краснознаменная ордена Суворова 2-й степени стрелковая дивизия.
 Наш проводник - Сергей Ильяшенко, заместитель командира Симферопольской отдельной артиллерийской группы по воспитательной работе. Сегодня она дислоцируется именно там, где размещалась 126-я стрелковая дивизия, а в конце девятнадцатого – начале двадцатого века располагался Крымский конный полк.
Сергей Викторович ведет журналистов «Коммуниста Крыма» по территории части. Казармы, корпуса те же, что и много десятилетий назад — правда, за это время их немного переделали. А вот построенное в начале прошлого века здание офицерского собрания Крымского конного полка, по словам Сергея Викторовича, практически не изменилось — разве что фонтан с нимфой уже в советское время был заменен стелой, посвященной героям минувших войн.
На втором этаже бывшего офицерского собрания находятся библиотека, методический кабинет, актовый зал. А на первом, в восьми залах, развернута уникальная музейная экспозиция.


От Волги
до Берлина

О
сенью 1920 года красная конница на Перекопе разбила соединения Крымского конного полка. Отступавшие  добрались до Ялты, погрузились на пароход «Крым» и навсегда покинули Родину.
Кульминацию же боя на Перекопе изобразил заслуженный художник УССР Иван Петров. Его диорама «Штурм Турецкого вала» является одной из достопримечательностей музея и крымской столицы в целом. К слову,   кисти известного крымского художника-баталиста Петрова принадлежит едва ли не половина всех картин-диорам в музеях Украины.
Следующие залы посвящены Отечественной войне. В частности, боевому пути 126-й Горловской дважды Краснознаменной дивизии. Весной 1944 года она освобождала Крым от немецко-фашистских захватчиков, а после войны героические освободители (в дивизии служили 42 Героя Советского Союза, 17 полных кавалеров ордена Славы и один кавалер четырех медалей «За отвагу»), дислоцировались в Симферополе.

Сталинград.
Первая битва

Н
ачинала свой славный боевой путь 126-я стрелковая дивизия 2-го формирования с участия в Сталинградской битве. Дивизия прибыла в распоряжение командующего 64-й армией генерала Михаила Шумилова и успела своевременно занять оборонительный рубеж на фронте Тебектенерово у станции Абганерово. В ожесточенных боях противник был остановлен. В августе 1943 года враг все же сумел совершить прорыв в районе станции, но дивизия не отступила. Вскоре после контрудара, организованного командованием 64-й армии, войска противника были отброшены. Оборону по внешнему Сталинградскому обводу удалось восстановить.
Страницы боевой славы защитников нашей Родины отражены в экспозиции музея, который ежегодно посещают (к слову, бесплатно) до десяти тысяч студентов, школьников и всех, кто интересуется историей. Среди посетителей музея, в 1984 году, была и дочь маршала Победы Георгия Жукова Мария. А семь лет назад  в двух последних залах, по договоренности с ветеранами 126-й мотострелковой дивизии, был открыт музей памяти и славы воинов-интернационалистов.
Перед «афганской» экспозицией, в отдельном зале, расположена диорама  народного художника РСФСР Николая Бута «Штурм Армянска».

Погибающая диорама

И
мя Николая Яковлевича Бута широко известно на просторах бывшего Советского Союза. Он принимал участие в создании крупнейшей панорамы Советского Союза «Сталинградская битва» (Волгоград) и диорамы «Битва за Днепр» (Днепропетровск), работал над восстановлением панорамы «Бородинская битва» (Москва).
Так вот, именно диорама Бута сейчас больше всего страдает в музее, по которому проходит наша экскурсия. Музей не ремонтировался тридцать лет. За это время стала протекать крыша. Над диорамой видны следы от дождя (смотри фото), а на ковровом покрытии – огромный след от лужи.
Некоторые потолки залов музея, например соседний, «афганский», также «украсили» дождевые подтеки. Командование воинской части старается поддерживать экспозицию, но на ремонт не хватает денег.
- Чтобы спасти диораму и музей в целом, надо перекрыть крышу, - говорит Ильяшенко. - Для этого понадобится около 150 тысяч гривен.
Командование неоднократно посылало письма с просьбой о помощи в Совет министров АРК, в Верховный Совет Крыма, в мэрию Симферополя. Из Министерства культуры АРК пришел ответ, в котором сказано, что  министерство разделяет опасения военных и поддерживает инициативу передать здание солдатского клуба воинской части, где располагаются музеи афганцев и полка дивизии, в состав имущества АРК.

Спасти музей

В
 одном из интервью начальник управления по вопросам взаимодействия с правоохранительными органами оборонно-мобилизационной работы и ЧС Симферопольского горсовета Игорь Логинов, отвечая журналистам по поводу сохранности музея, признался, что и рад бы помочь подшефным сохранить и музей, и диораму Николая Бута, но есть несколько «но». Будь здание музея в коммунальной собственности города, давно бы заделали дыры в крыше. Но невозможно выделить средства из городской казны военным, которых финансирует госбюджет. Если бы Минобороны Украины передало этот музей на баланс горисполкома, - тогда другое дело.
Главный музейщик Крыма, директор Центрального музея Тавриды Андрей Мальгин считает, что не суть важно, останется ли имущество за военными или же перейдет в собственность АРК, в любом случае крышу надо срочно делать, иначе она рухнет.
Говоря о перспективах, если военные покинут территорию части, Андрей Витальевич готов  сделать в военном музее филиал Центрального музея Тавриды, посвященный военной истории Крыма. Такого музея в Симферополе нет, а интерес к этой теме огромный. Экспонаты на эту тематику размещены в самом большом зале Центрального музея Тавриды, но сотрудникам музея все равно не хватает места, чтобы выставить на обозрение все экспонаты.
По мнению Мальгина, для разрешения проблемы нужно создать комиссию на уровне правительства и парламента автономии, которая бы провела обследование музейного комплекса, организовав постоянный допуск работникам Центрального музея Тавриды для инвентаризации музейного имущества.

Сохранить
историческую
территорию

Н
о даже если в Киеве дадут добро на передачу музея городу, возникнет  второй вопрос – что станет с территорией воинской части, ведь в последнее время ходят упорные слухи о ее передислокации? Что будет с землей, ведь это весьма лакомый кусочек. На освободившейся территории легко можно возвести дюжину небоскребов, которые «украсят» город.
Если мы, дорогие читатели, действительно патриоты и любим родной город, то должны потребовать у властей не только сохранить музей и его экспонаты, но и оставить историческую территорию воинской части неприкосновенной, чтобы использовать ее в целях патриотического воспитания подрастающего поколения.

Алексей СОМОВ,
фото автора