Поиск по газете

среда, 18 сентября 2013 г.

Роза БАТЮК: «Северо-Крымский канал – русло жизни Юга Украины»


Мы продолжаем рассказывать нашим читателям о тружениках - строителях Северо-Крымского канала имени комсомола Украины. Не секрет, что строительство этой гигантской голубой артерии повлекло за собой рост новых сел и поселков. На счету нашей героини – жительницы Красноперекопска Розы Семеновны Батюк – сотни тысяч квадратных метров построенного жилья и других объектов социальной инфраструктуры для рабочих «Крымканалстроя».




Все началось с «Ивушки»

- Я, – уроженка Чувашской Республики, – рассказывает Роза Семеновна. – В 1962 году, окончив строительное училище, по направлению горкома комсомола приехала в Крым на строительство Северо-Крымского канала. Вместе со мной прибыли и другие строители, нас было две группы – штукатуры, в число которых входила я, и плотники. По распределению Симферопольского обкома комсомола мы попали в Красноперекопск, где к тому времени уже строилась первая очередь канала. Кстати, Красноперекопск был тогда еще районным центром. Мне было восемнадцать лет, и о крымском полуострове я знала немного – только то, что нам рассказывали в школе на уроках географии. Прибыв на место, я несколько разочаровалась в увиденном – несмотря на благоприятный крымский климат, не было ни пышных зеленых садов, ни золотых пшеничных полей, только степь да степь кругом, выжженная солнцем, а люди, как в «пещерные» времена, с ведрами за водой ходили. Нас обеспечили временным жильем, выделили материальную помощь и, как говорится, работа закипела.
- Роза Семеновна, расскажите, что строилось в первую очередь?
- На строительство голубой артерии прибыло около десяти тысяч специалистов со всех уголков Советского Союза, многие из которых приехали с семьями, с детьми, поэтому первоочередная задача состояла в том, чтобы обеспечить людей жильем, а для детей построить дошкольные и школьные учреждения. Первым моим объектом стал детский сад «Ивушка». Я руководила бригадой штукатуров, в которой было восемнадцать человек. Трудились в одну смену. Работы было много, но мы справлялись, иногда оставались после смены, чтобы доделать незаконченный участок. После того, как сдали в эксплуатацию детский сад, принялись за строительство жилого дома. Потом еще один детский сад «Родничок» построили. Так, практически каждые два года мы сдавали новый объект.
- Стало быть, отдыхать некогда было?
- Мы понимали, что приехали работать, а не отдыхать, поэтому трудились ударными темпами, чтобы вовремя выполнить план. И поверьте, наш труд ценили, не то, что сейчас – работаешь с утра до ночи, а получаешь за это копейки. А в советское время было иначе – государство заботилось о своих гражданах. Работая бригадиром, я получала около 150 советских рублей в месяц, и мне хватало этих денег. К примеру, в столовой можно было пообедать, заказав первое, второе и третье, всего лишь на 50 копеек, потому как продукты были дешевые. Раз в неделю к нам в район приезжала автолавка, привозя одежду и продукты питания. В выходные дни для рабочих нанимали транспорт и возили на экскурсии по Крыму. Местные жители даже в некоторой степени завидовали нам, говорили, что вот, мол, какое хорошее снабжение у рабочих «Крымканалстроя». Но мы и работали, как говорится, не жалея живота своего. Постепенно условия жизни улучшались – строились жилые дома, детские сады, столовые, магазины.

ВЕЛИКИЙ ДЕНЬ

- Роза Семеновна, работа – работой, а насколько насыщенной была общественная жизнь Красноперекопска?
- Среди рабочих многие не успели окончить десятилетку, поэтому с начала учебного года их зачислили вольными слушателями в десятый класс районной школы. Несмотря на то, что у себя на родине я окончила десять классов, мне тоже приходилось посещать школу, чтобы проводить агитационную работу среди молодежи по вступлению в комсомол.
- Тяжело было совмещать комсомольскую работу и основную?
- Когда как... В 70-х годах я поступила на вечернее отделение Севастопольского строительного техникума, филиал которого открылся у нас в районе. Вот тогда приходилось нелегко – днем работа, вечером учеба да еще и семейные хлопоты дома, словом, полная занятость. Кстати, сразу же после окончания техникума меня назначили мастером строительных работ. Наша бригада постоянно принимала участие в ежегодных социалистических соревнованиях по производительности труда. Мы неоднократно занимали призовые места благодаря тому, что наша бригада являлась механизированной и работу выполняла быстрее других. К примеру, за день необходимо было отштукатурить минимум 12-14 квадратных метров, а мы выдавали по 17. Так что за ударный труд  несколько раз получали возможность участвовать в Выставке достижений народного хозяйства Советского Союза в Москве. Впоследствии за трудовые заслуги перед Родиной меня наградили орденом Трудового Красного Знамени. 
- Каким запомнилось вам 17 октября 1963 года – приход в Крым днепровской воды?
- Для строителей Северо-Крымского канала, как и для всех жителей полуострова, это – великий день, потому как пришедшая днепровская вода вдохнула новую жизнь в степные и засушливые регионы Крыма. В тот день на торжественный митинг прибыл Первый секретарь ЦК КПСС, Председатель Совета Министров СССР Никита Сергеевич Хрущев, который перерезал символическую красную ленточку в честь открытия канала. Кстати, ножницы ему вручала рабочая нашей бригады Анна Бурмистрова. Когда пустили воду по каналу, люди так громко аплодировали, что практически заглушали шум воды. 

ВТОРАЯ РОДИНА

- Роза Семеновна, думали ли Вы когда-нибудь о своем возвращении на родину, в Чувашию?
- Признаюсь, порой меня посещали такие мысли. Но после того, как у меня появилась семья, я поняла, что Крым стал моей второй родиной. К тому же я получила квартиру в Красноперекопске, у меня была постоянная хорошо оплачиваемая работа. О чем еще мечтать? Кстати, практически все рабочие, которые строили канал, получили жилье. В 1978 году я вступила в Коммунистическую партию Советского Союза. А с 1988-го по 1991 год была секретарем партийной организации ПМК-4. После того, как на ответвлениях от магистрального русла канала стали сооружать оросительные системы, мы начали работать над возведением насосных станций на Раздольненской ветке, а также Азовской, Красногвардейской, Феодосийской, параллельно продолжали строить жилье.
- Можно ли сказать, что город Красноперекопск построен руками рабочих «Крымканалстроя»?
- Безусловно, большая часть жилых домов и объектов социальной инфраструктуры появилась благодаря именно нам – строителям Северо-Крымского канала.
- Что Вы можете сказать о сегодняшнем состоянии «рукотворной реки»?
- Ситуация крайне сложная. Мне особенно больно говорить об этом, потому как я знаю, скольких усилий стоило это уникальное гидротехническое сооружение всем нам, строителям канала. Глядя на ту вопиющую разруху, в которой за годы независимости оказался некогда процветающий объект, на глазах наворачиваются слезы. Строительство Северо-Крымского канала способствовало развитию сельского хозяйства, превратив полуостров в житницу, край садов и виноградников. Повысилась урожайность и овощных культур – в год с полей собирали по два урожая. А это, в свою очередь, повлекло за собой строительство консервных заводов буквально в каждом колхозе и совхозе. Благодаря созданию оросительных систем в Крыму стали заниматься рисоводством. На сегодняшний день все показатели снизились в несколько раз. Многие поля нашего региона попросту пустуют, зарастая сорняком. Оросительная система перестала функционировать. Всю дождевальную технику растащили и сдали на металлолом. Слава Богу, что канальской воды хватает для полива дачных участков, благодаря которым мы сегодня и выживаем. А питьевую воду мы качаем из артезианской скважины. Обидно, что нынешняя власть не осознает того, что своим наплевательским отношением к этому объекту совершает непоправимую ошибку. Потому как Северо-Крымский канал – это русло жизни, которое является основой экономического благополучия не только крымского полуострова, но и Юга Украины в целом.

Алена ГУЛЯЙЧЕНКО,
фото Ивана КЛИМОВА