Поиск по газете

среда, 23 октября 2013 г.

Виктор БАЛАКИРЕВ: «Канал есть, а поля поливать нечем»


На страницах нашей газеты мы неоднократно рассказывали о том, в каком удручающем состоянии сегодня находится Северо-Крымский канал. Разворованные за годы независимости мелиоративные сети, насосные станции, гидротехнические сооружения – все это нуждается в фундаментальной реконструкции. С таким же безразличием нынешняя власть относится и к ветеранам, руками которых создавалось это гигантское инженерное сооружение. Об этом не понаслышке знает ветеран строительства Северо-Крымского канала, председатель Красноперекопского совета ветеранов «Крымканалстроя» Виктор Балакирев.


Помнить о ветеранах…

- В советское время управление «Крымканалстрой» было одним из крупнейших строительных трестов полуострова, – рассказывает Виктор Гордеевич. – Сегодня этой организации как таковой не существует. Наш совет ветеранов является общественной организацией, спонсорской помощи нам никто не оказывает, государство тоже не финансирует, поэтому практически не ведем никакой деятельности. Пока все пущено на самотек.  
По словам каналостроителя, на сегодняшний день совет ветеранов насчитывает около 150 человек, из них 11 – актив совета, который принимает участие в собраниях организации.
- В частности, одно из последних собраний, – продолжает Балакирев, – было посвящено подготовке мероприятий по празднованию 50-летия со дня пуска днепровской воды по Северо-Крымскому каналу. Безусловно, мы рассчитывали на то, что празднование юбилейной даты будет проходить на государственном уровне. Однако Верховная Рада не приняла постановление «О праздновании 50-летия со дня открытия Северо-Крымского канала», авторами которого выступили представители фракции коммунистов, в том числе - второй секретарь Крымского рескома КПУ Сергей Топалов. На мой взгляд, в рамках полувекового юбилея необходимо было наградить соответствующими орденами или медалями ветеранов-строителей Северо-Крымского канала имени комсомола Украины. Также очень символично было бы выпустить юбилейный знак к этой знаменательной дате. Но, к сожалению, ничего из вышеперечисленного реализовано не было.
Когда Виктор Гордеевич обзванивал ветеранов и приглашал на торжественное собрание, состоявшееся 17 октября в Хрущевском парке у памятного знака, ему запомнился один разговор.
- Выслушав меня, ветеран поблагодарил за приглашение и извинился за то, что не сможет прийти по состоянию здоровья, – говорит Виктор Балакирев, – а в конце добавил: «Спасибо, что не забываете ветеранов…». Людям всегда приятно, когда о них помнят и заботятся.

Главное в работе – безопасность

Виктор Балакирев работал на строительстве Северо-Крымского канала с 1965 года.
- Я устроился машинистом автоскрепера, – продолжает очевидец тех событий. – Рыли котлован для будущего русла канала, строили дамбы. График работы в основном был нормированным. Когда подходили сроки сдачи того или иного объекта, нам, как тем студентам перед сессией, не  хватало двух-трех дней, чтобы в привычном темпе закончить работы. Поэтому приходилось оставаться после смены. Но даже в такие периоды я никогда не задумывался над тем, что это тяжело. Молодые были, здоровые, любая работа – по плечу. Сейчас бы, конечно, я уже не смог работать в таком режиме.
Справедливости ради стоит сказать, что все без исключения строители Северо-Крымского канала работали ударными темпами, дабы скорее осуществить давнюю мечту жителей полуострова – напоить людей и засушливую землю степного Крыма.
Особенно важным в строительстве голубой артерии был вопрос безопасности рабочих. Поскольку со времен Великой Отечественной войны в земле осталось много неразорвавшихся снарядов и мин, перед тем, как начать стройку века, несколько лет шли исследовательские и изыскательные работы археологов и саперов.
Виктор Балакирев вспомнил один случай, о котором ему рассказывали рабочие.
- Когда вели основное русло канала до Армянска, – говорит ветеран, – в районе Перекопского вала взорвался снаряд. Люди, к счастью, не пострадали, а вот техника вышла из строя. Я лично видел некоторые находки саперов – военные каски, целые ящики с патронами, другие боеприпасы.
Оборудование для строительства канала, как рассказал Виктор Гордеевич, свезли со всего Советского Союза.
- Автоскрепера нам поставлял из города Могилева, – поясняет Балакирев, – трактора – Волгоградский и Челябинский тракторные заводы. Я видел, что на насосных станциях устанавливали чехословацкое оборудование. Из Саратова приходила поливная техника. Кстати, особенно хорошо себя зарекомендовала широкозахватная оросительная система «Кубань-800». А сегодня поля нечем поливать, потому что все разграблено. Некоторые хозяйства сохранили поливочные системы после развала Советского Союза, там аграрии получают хорошие урожаи, но это – единичные случаи.

P.S. Решением бюро Крымского рескома Компартии Украины за активную работу по подготовке мероприятий, связанных с 50-летием прихода днепровской воды в Северо-Крымский канал, Красноперекопский совет ветеранов «Крымканалстроя» был награжден почетной грамотой.

Алена ГУЛЯЙЧЕНКО,
фото Ивана КЛИМОВА