Поиск по газете

среда, 18 апреля 2012 г.

Инженер человеческих душ (Вениамин Каверин)



19 апреля исполнилось 110 лет со дня рождения советского писателя, прозаика, драматурга, киносценариста – Вениамина Каверина – автора легендарного романа «Два капитана».

Странный, но  оригинальный

Вениамина Каверина называют эталонным писателем. О его творчестве говорят, что в каждом произведении есть крепкая нравственная позиция, ясная граница между добром и злом. Его воспоминания стали подлинной летописью шести десятилетий русской литературы XX века. Максим Горький называл Каверина «оригинальнейшим писателем» и советовал беречь его талант: «Это цветок оригинальной красоты, формы, я склонен думать, что впервые на почве литературы русской распускается столь странное и затейливое растение». 
Этот человек обладал уникальным чувством юмора, умел организовать рабочий процесс и больше всего в себе и в людях ценил чувство долга, преданности, настоящей дружбы. Несмотря ни на что всегда оставался верен своим идеалами и ценностям. А о самом себе однажды сказал: «Если бы мне пришлось повторить жизнь, я бы прожил ее точно так же».   


Юный Алхимик 

Вениамин Александрович Каверин (Зильбер) родился 19 апреля 1902 года в Пскове в семье полкового музыканта Александра Зильбера. В семье было шестеро детей, Вениамин был сам младшим. Отец играл на многих музыкальных инструментах, поэтому настаивал на том, чтобы его дети тоже обучались музыкальному искусству. Немалая заслуга в этом деле принадлежала матери – известной пианистке, выпускнице Московской консерватории – Анне Дессон. Старания родителей оказались не напрасными: брат будущего писателя Александр стал известным композитором, а сестра Елена – музыковедом. Обилие музыки, постоянно звучавшей в доме, надолго отбило интерес к ней у Вениамина. Также неохотно мальчик учился читать – долго не мог понять, зачем нужны эти скучные предметы. Однако впоследствии, освоив науку чтения, стал жадно читать все, что попадалось ему на глаза – сказки Перро и Андерсена, рассказы о Шерлоке Холмсе, произведения русских классиков и многое другое. Особенно был любим роман шотландского писателя Роберта Стивенсона «Остров сокровищ».
С детства огромное влияние на мальчика оказал его старший брат Лев, впоследствии ставший всемирно известным ученым-микробиологом и иммунологом, академиком - одним из создателей вирусной теории рака. Вместе с братом Вениамин обучался в Псковской гимназии, где познакомился с его товарищем Юрием Тыняновым (впоследствии известным советским писателем, драматургом), который стал для Зильбера младшего другом, учителем и даже родственником. Юрий Тынянов женился на сестре Каверина Елене Александровне, а Вениамин Александрович, в свою очередь, предложил руку и сердце сестре Тынянова Лидии Николаевне, с которой и прожил всю жизнь.   
После окончания гимназии и средней школы в Москве Каверин поступил на историко-филологический факультет, где начал увлекаться сочинением стихов, одновременно подрабатывая в студенческой столовой, затем в библиотеке Московского военного округа.
В 1920 году по совету Юрия Тынянова Каверин перебрался в Петроград, где продолжил обучение на историко-филологическом факультете Петроградского университета, также поступив в Институт живых восточных языков на арабское отделение. Разочаровавшись в себе как в поэте, Вениамин Каверин решает заняться прозой.
Важную роль в формировании творческой личности Вениамина Александровича сыграло его участие в литературном объединении писателей «Серапионовы братья», в котором состояли Всеволод Иванов, Михаил Зощенко, Николай Тихонов и другие. У всех «Серапионов» были характерные прозвища, у Каверина – «брат Алхимик». Этот псевдоним свидетельствует о том, что ранний Каверин пытался литературу проверить наукой. «Искусство должно строиться на формулах точных наук», – начертано было на конверте, в котором он послал на конкурс свой первый рассказ. А еще потому, что он хотел слить воедино реальность и фантастику в каком-то новом, небывалом еще синтезе. Его первый рассказ «Одиннадцатая аксиома» был удостоен премии на конкурсе Дома литераторов.
В 1923 году вышел первый сборник рассказов Каверина «Мастера и подмастерья». Авантюристы и сумасшедшие, тайные агенты и карточные шулеры, средневековые монахи и алхимики, магистры и бургомистры – одним словом, яркие личности населяли причудливый фантастический мир ранних рассказов Каверина.

«Бороться,  искать, найти,  не сдаваться!»

Вениамин Каверин верил в свой писательский талант и в то, что судьба вручила ему «билет дальнего следования», как пророчески сказал о нем Евгений Замятин, и потому решил для себя только одно: писать и писать –  ежедневно! Над этим посмеивались даже его друзья. Но важен был не процесс, а результат. Благодаря упорному труду писатель достиг желаемой цели. Он подчинил себе литературу.
Был период, когда Каверин начал сочинять пьесы, некоторые из них имели успех – их ставили первоклассные режиссеры той поры. Но для себя он решил, что необходимо всецело сосредоточиться на прозе, и печатал свои произведения одно за другим. Как результат – в 1930 году вышло трехтомное собрание его сочинений.
Поиск новых героев, сюжетов обусловил переломный период в творчестве писателя. «В середине 30-х годов, – писал Каверин, – мне посчастливилось встретиться с одним человеком, рассказ о жизни которого подтолкнул меня на мысль, что вот тот положительный герой этого времени, что мне нужен. Он был генетик и никакого отношения к авиации не имел. А мне хотелось, чтобы у моего героя была какая-то заветная мечта, какое-то желание, которому он решил посвятить всю свою жизнь. Так я познакомился со вторым героем, а впоследствии объединил их в одно действующее лицо». Первый из них был – Михаил Ефимович Лобашов, известный генетик, автор учебника для вузов, а второй – летчик Самуил Яковлевич Клебанов, погибший во время войны: именно он дал Каверину весь материал, чтобы тот смог создать образ советского летчика. Так родился замысел бессмертного романа «Два капитана».
В это же время на страну обрушилась страшная беда – началась Великая Отечественная война. Каверина призвали на фронт. На Северном флоте он работал военным корреспондентом газеты «Известия». Но он не бросил роман и продолжил работать. В 1944 году была опубликована последняя часть книги, и в этом же году роман Каверина был удостоен Сталинской премии.
«Два капитана» – произведение особенное, не одно поколение молодых людей мечтало стать похожими на Саню Григорьева и Катю Татаринову – главных героев книги. Отыскать свою неповторимую дорогу в жизни, встретиться с романтическими приключениями и любовью, необыкновенной и героической историей, отыскать свою Атлантиду. Многие школьники на уроках географии всерьез доказывали, будто Северную землю открыл не лейтенант Вилькицкий, а капитан Татаринов – настолько верили они в героев романа, воспринимали их как реально существующих людей и писали Вениамину Александровичу трогательные письма, в которых расспрашивали о дальнейшей судьбе Кати Татариновой и Сани Григорьева. Буквально у каждого на устах звучал девиз главного героя романа: «Бороться и искать, найти и не сдаваться».
В романе «Два капитана» поднимаются вечные вопросы: поиск истины, допустимость возмездия, что такое ненависть, как уберечь любимого человека от гибели. Эти вопросы выражены в детской прозе. Это именно та детская художественная литература, на которой должно воспитываться молодое поколение. Бороться с подлостью и предательством, быть благородными и честными людьми, уметь любить и прощать – те истины, которые формируют духовный стержень человека, определяют его дальнейшую судьбу. На таких произведениях росли пионеры, комсомольцы, все советское общество.

Музей одного  романа

В поздние годы Вениамин Каверин жил, в основном, в писательском поселке Переделкино под Москвой. Стоит отметить произведения той поры, это: роман «Перед зеркалом», повесть «Верлиока», автобиографические книги «В старом доме» и «Освещенные окна».
Он не прекращал писать до последних дней, даже когда уже не было полной уверенности в том, что все замыслы удастся осуществить. Одной из последних работ Каверина стала книга о его лучшем друге Юрии Тынянове «Новое зрение», написанная в соавторстве с критиком и литературоведом Владимиром Новиковым.
В год смерти писателя (1989) вышли две его последние книги – «Счастье таланта» и «Эпилог». Вениамин Каверин был похоронен на Ваганьковском кладбище.  
Произведения Каверина начали экранизировать уже в 1926 году. На одном только Ленфильме были сняты кинофильм «Чужой пиджак», телефильм в девяти сериях «Открытая книга» и другие. По знаменитым «Двум капитанам» было снято три фильма. Первый вышел в 1955 году, его снял советский режиссер Владимир Венгеров. Как и книга, фильм «Два капитана» имел огромный успех. Позже режиссер Евгений Карелов снял шестисерийный приключенческий фильм «Два капитана», премьера которого состоялась в 1977 году.
К 100-летию со дня рождения Вениамина Каверина в родном городе писателя был открыт музей романа «Два капитана», в котором посетители могут узнать об истории города, о семье писателя и об истоках становления его личности, об истории создания романа. В коллекции музея есть уникальные экспонаты. Среди них секстант – прибор, позволяющий путешественникам определять место расположения, штурвал самолета АН-12. На таких самолетах летчики морской авиации летали на Север в 60-е годы. Здесь можно увидеть списанный «в запас» глобус звездного неба, а также муляж багра со шхуны «Святая Мария», который долгие годы украшал кабинет Каверина в Переделкине.
А в 2001 году в Москве состоялась премьера мюзикла «Норд-Ост», созданного по мотивам этого романа. 11 апреля 2002 года на Северном полюсе авторами мюзикла Георгием Васильевым и Алексеем Иващенко был водружен флаг «Норд-Оста» с бессмертным девизом полярников «Бороться и искать, найти и не сдаваться».

Подготовила
Алена ГУЛЯЙЧЕНКО