19 апреля исполнилось 110 лет со дня рождения
советского писателя, прозаика, драматурга, киносценариста – Вениамина Каверина
– автора легендарного романа «Два капитана».
Странный, но оригинальный
Вениамина Каверина называют эталонным
писателем. О его творчестве говорят, что в каждом произведении есть крепкая
нравственная позиция, ясная граница между добром и злом. Его воспоминания стали
подлинной летописью шести десятилетий русской литературы XX века. Максим
Горький называл Каверина «оригинальнейшим писателем» и советовал беречь его
талант: «Это цветок оригинальной красоты, формы, я склонен думать, что впервые
на почве литературы русской распускается столь странное и затейливое
растение».
Этот человек обладал уникальным
чувством юмора, умел организовать рабочий процесс и больше всего в себе и в
людях ценил чувство долга, преданности, настоящей дружбы. Несмотря ни на что
всегда оставался верен своим идеалами и ценностям. А о самом себе однажды
сказал: «Если бы мне пришлось повторить жизнь, я бы прожил ее точно так
же».
Юный Алхимик
Вениамин Александрович Каверин
(Зильбер) родился 19 апреля 1902 года в Пскове в семье полкового музыканта
Александра Зильбера. В семье было шестеро детей, Вениамин был сам младшим. Отец
играл на многих музыкальных инструментах, поэтому настаивал на том, чтобы его
дети тоже обучались музыкальному искусству. Немалая заслуга в этом деле
принадлежала матери – известной пианистке, выпускнице Московской консерватории
– Анне Дессон. Старания родителей оказались не напрасными: брат будущего
писателя Александр стал известным композитором, а сестра Елена – музыковедом.
Обилие музыки, постоянно звучавшей в доме, надолго отбило интерес к ней у
Вениамина. Также неохотно мальчик учился читать – долго не мог понять, зачем
нужны эти скучные предметы. Однако впоследствии, освоив науку чтения, стал
жадно читать все, что попадалось ему на глаза – сказки Перро и Андерсена,
рассказы о Шерлоке Холмсе, произведения русских классиков и многое другое.
Особенно был любим роман шотландского писателя Роберта Стивенсона «Остров
сокровищ».
С детства огромное влияние на
мальчика оказал его старший брат Лев, впоследствии ставший всемирно известным
ученым-микробиологом и иммунологом, академиком - одним из создателей вирусной
теории рака. Вместе с братом Вениамин обучался в Псковской гимназии, где
познакомился с его товарищем Юрием Тыняновым (впоследствии известным советским
писателем, драматургом), который стал для Зильбера младшего другом, учителем и
даже родственником. Юрий Тынянов женился на сестре Каверина Елене
Александровне, а Вениамин Александрович, в свою очередь, предложил руку и
сердце сестре Тынянова Лидии Николаевне, с которой и прожил всю жизнь.
После окончания гимназии и средней
школы в Москве Каверин поступил на историко-филологический факультет, где начал
увлекаться сочинением стихов, одновременно подрабатывая в студенческой
столовой, затем в библиотеке Московского военного округа.
В 1920 году по совету Юрия Тынянова
Каверин перебрался в Петроград, где продолжил обучение на
историко-филологическом факультете Петроградского университета, также поступив
в Институт живых восточных языков на арабское отделение. Разочаровавшись в себе
как в поэте, Вениамин Каверин решает заняться прозой.
Важную роль в формировании творческой
личности Вениамина Александровича сыграло его участие в литературном
объединении писателей «Серапионовы братья», в котором состояли Всеволод Иванов,
Михаил Зощенко, Николай Тихонов и другие. У всех «Серапионов» были характерные
прозвища, у Каверина – «брат Алхимик». Этот псевдоним свидетельствует о том,
что ранний Каверин пытался литературу проверить наукой. «Искусство должно
строиться на формулах точных наук», – начертано было на конверте, в котором он
послал на конкурс свой первый рассказ. А еще потому, что он хотел слить воедино
реальность и фантастику в каком-то новом, небывалом еще синтезе. Его первый
рассказ «Одиннадцатая аксиома» был удостоен премии на конкурсе Дома
литераторов.
В 1923 году вышел первый сборник
рассказов Каверина «Мастера и подмастерья». Авантюристы и сумасшедшие, тайные
агенты и карточные шулеры, средневековые монахи и алхимики, магистры и
бургомистры – одним словом, яркие личности населяли причудливый фантастический
мир ранних рассказов Каверина.
«Бороться, искать,
найти, не сдаваться!»
Вениамин Каверин верил в свой
писательский талант и в то, что судьба вручила ему «билет дальнего следования»,
как пророчески сказал о нем Евгений Замятин, и потому решил для себя только
одно: писать и писать – ежедневно! Над
этим посмеивались даже его друзья. Но важен был не процесс, а результат.
Благодаря упорному труду писатель достиг желаемой цели. Он подчинил себе
литературу.
Был период, когда Каверин начал
сочинять пьесы, некоторые из них имели успех – их ставили первоклассные
режиссеры той поры. Но для себя он решил, что необходимо всецело
сосредоточиться на прозе, и печатал свои произведения одно за другим. Как
результат – в 1930 году вышло трехтомное собрание его сочинений.
Поиск новых героев, сюжетов обусловил
переломный период в творчестве писателя. «В середине 30-х годов, – писал
Каверин, – мне посчастливилось встретиться с одним человеком, рассказ о жизни
которого подтолкнул меня на мысль, что вот тот положительный герой этого
времени, что мне нужен. Он был генетик и никакого отношения к авиации не имел.
А мне хотелось, чтобы у моего героя была какая-то заветная мечта, какое-то
желание, которому он решил посвятить всю свою жизнь. Так я познакомился со
вторым героем, а впоследствии объединил их в одно действующее лицо». Первый из них
был – Михаил Ефимович Лобашов, известный генетик, автор учебника для вузов, а
второй – летчик Самуил Яковлевич Клебанов, погибший во время войны: именно он
дал Каверину весь материал, чтобы тот смог создать образ советского летчика.
Так родился замысел бессмертного романа «Два капитана».
В это же время на страну обрушилась
страшная беда – началась Великая Отечественная война. Каверина призвали на
фронт. На Северном флоте он работал военным корреспондентом газеты «Известия».
Но он не бросил роман и продолжил работать. В 1944 году была опубликована
последняя часть книги, и в этом же году роман Каверина был удостоен Сталинской
премии.
«Два капитана» – произведение
особенное, не одно поколение молодых людей мечтало стать похожими на Саню
Григорьева и Катю Татаринову – главных героев книги. Отыскать свою неповторимую
дорогу в жизни, встретиться с романтическими приключениями и любовью,
необыкновенной и героической историей, отыскать свою Атлантиду. Многие
школьники на уроках географии всерьез доказывали, будто Северную землю открыл
не лейтенант Вилькицкий, а капитан Татаринов – настолько верили они в героев
романа, воспринимали их как реально существующих людей и писали Вениамину
Александровичу трогательные письма, в которых расспрашивали о дальнейшей судьбе
Кати Татариновой и Сани Григорьева. Буквально у каждого на устах звучал девиз
главного героя романа: «Бороться и искать, найти и не сдаваться».
В романе «Два капитана» поднимаются
вечные вопросы: поиск истины, допустимость возмездия, что такое ненависть, как
уберечь любимого человека от гибели. Эти вопросы выражены в детской прозе. Это
именно та детская художественная литература, на которой должно воспитываться
молодое поколение. Бороться с подлостью и предательством, быть благородными и
честными людьми, уметь любить и прощать – те истины, которые формируют духовный
стержень человека, определяют его дальнейшую судьбу. На таких произведениях
росли пионеры, комсомольцы, все советское общество.
Музей одного романа
В поздние годы Вениамин Каверин жил,
в основном, в писательском поселке Переделкино под Москвой. Стоит отметить
произведения той поры, это: роман «Перед зеркалом», повесть «Верлиока»,
автобиографические книги «В старом доме» и «Освещенные окна».
Он не прекращал писать до последних
дней, даже когда уже не было полной уверенности в том, что все замыслы удастся
осуществить. Одной из последних работ Каверина стала книга о его лучшем друге
Юрии Тынянове «Новое зрение», написанная в соавторстве с критиком и
литературоведом Владимиром Новиковым.
В год смерти писателя (1989) вышли
две его последние книги – «Счастье таланта» и «Эпилог». Вениамин Каверин был
похоронен на Ваганьковском кладбище.
Произведения Каверина начали
экранизировать уже в 1926 году. На одном только Ленфильме были сняты кинофильм
«Чужой пиджак», телефильм в девяти сериях «Открытая книга» и другие. По
знаменитым «Двум капитанам» было снято три фильма. Первый вышел в 1955 году,
его снял советский режиссер Владимир Венгеров. Как и книга, фильм «Два
капитана» имел огромный успех. Позже режиссер Евгений Карелов снял
шестисерийный приключенческий фильм «Два капитана», премьера которого
состоялась в 1977 году.
К 100-летию со дня рождения Вениамина
Каверина в родном городе писателя был открыт музей романа «Два капитана», в
котором посетители могут узнать об истории города, о семье писателя и об
истоках становления его личности, об истории создания романа. В коллекции музея
есть уникальные экспонаты. Среди них секстант – прибор, позволяющий
путешественникам определять место расположения, штурвал самолета АН-12. На
таких самолетах летчики морской авиации летали на Север в 60-е годы. Здесь
можно увидеть списанный «в запас» глобус звездного неба, а также муляж багра со
шхуны «Святая Мария», который долгие годы украшал кабинет Каверина в
Переделкине.
А в 2001 году в Москве состоялась
премьера мюзикла «Норд-Ост», созданного по мотивам этого романа. 11 апреля 2002
года на Северном полюсе авторами мюзикла Георгием Васильевым и Алексеем
Иващенко был водружен флаг «Норд-Оста» с бессмертным девизом полярников «Бороться
и искать, найти и не сдаваться».
Подготовила
Алена ГУЛЯЙЧЕНКО